В понедельник в Великобритании выходит первая официальная история MI5 - главной контрразведывательной и антитерористической службы королевства. Публикация книги приурочена к столетию MI5. В издании, в частности, рассказывается, что до начала 1970-х годов британцы не могли справиться с советскими шпионами, действовавшими в стране.
Историю MI5, озаглавленную The Defence of the Realm ("На страже государства") написал кембриджский профессор Кристофер Эндрю, ведущий специалист по истории спецслужб, пишет The Guardian. Контрразведка предоставила ему доступ ко всем своим архивам.
- Отрывок из книги: неудачная охота за "Кембриджской пятеркой"
Профессор Эндрю в своей книге рассказывает о борьбе с немецкими шпионами в годы Второй мировой войны, о промахах в борьбе с вооруженными группировками в Северной Ирландии, о кризисе, постигшем организацию в середине 1980-х годов, о конфликтах с министрами внутренних дел и разведкой MI6. Историк опровергает слухи о том, что бывший глава MI5 Роджер Холлис был советским агентом.
Как отмечает исследователь, в разгар холодной войны британские спецслужбы не могли справиться с советскими разведчиками. Лишь с 1971 года, когда из Великобритании выдворили 100 советских дипломатов, активность КГБ удалось обуздать, цитирует книгу BBC.
Долгие годы MI5 не удавалось остановить деятельность так называемой "Кембриджской пятерки". В нее входили советские агенты, завербованные в 1930-е годы в Кембриджском университете: Ким Филби, Дональд Маклин, Энтони Блант, Гай Бёрджес и Джон Кернкросс. Последнего из советских агентов, Кернкросса, MI5 разоблачила лишь в 1982 году, хотя он фактически признался в сотрудничестве с советской разведкой еще в 1960-х, отмечается в книге.
Неудачная охота за "Кембриджской пятеркой"
Газета The Times публикует отрывок из книги Кристофера Эндрю, посвященный судьбе шпионов из Кембриджа. Русский текст приводит сайт InoPressa.
"Кембриджская пятерка" - самая могущественная группа британских агентов, когда-либо завербованных иностранной разведкой, отмечает историк. Первым из пятерки, в 1934 году, был завербован идейный коммунист Ким Филби. Он рекомендовал своему куратору Арнольду Дойчу двух соучеников - Дональда Маклина и Гая Бёрджесса. Бёрджесс рекомендовал Дойчу искусствоведа Энтони Бланта, а тот - лингвиста Джона Кернкросса.
Всех их воодушевлял миф о сталинской России как справедливом и свободном государстве, тем более что сексуальная ориентация троих входила в противоречие с британскими законами - они были гомосексуалистами.
На конец войны Филби служил в MI-5, Маклин и Бёрджесс снабжали Москву секретными документами министерства иностранных дел, Кернкросс занимал высокую должность в министерстве финансов. Блант, ушедший из британских спецслужб, иногда выполнял задания советской разведки. У британской разведки, напротив, накануне холодной войны не было ни одного стоящего агента в СССР, а о глубоко разветвленной сети советских шпионов она и не подозревала.
Между тем в 1940-е годы и начале 1950-х советская резидентура на Западе часто работала с агентами халатно, а некоторые руководители советской разведки полагали, будто работа "кембриджской пятерки" - ловкая дезинформация со стороны британцев.
Когда в 1948 году Маклина назначили главой канцелярии британского посольства в Египте, что создавало большие сложности для его двойной жизни шпиона, он попросил московский Центр об отставке. Но его просьбу проигнорировали. В мае 1950 года у Маклина не выдержали нервы и вместе с собутыльником он учинил погром в квартире двух сотрудниц американского посольства. Британское начальство отозвало его в Лондон для психиатрического лечения. Бёрджесс, со своей стороны, пускался в скандальные загулы.
В 1951 году Центр устроил Маклину побег в Москву, а заодно заманил туда же Бёрджесса, которого считали опасным. Британская сторона следила за Маклином, но советская резидентура отлично знала, что наблюдение снимают на ночь и с полудня субботы до утра понедельника.
После побега оставшихся троих заподозрили в шпионаже, но доказательств не было. Прорывом стала случайная встреча отставного сотрудника MI-5 Виктора Ротшильда с Флорой Соломон, которая когда-то была любовницей Керенского. Соломон, возмущенная антиизраильскими статьями Филби, призналась, что до войны Филби пытался ее завербовать в советскую разведку. К 1964 году британские спецслужбы добились признаний от Филби, Бланта и Кернкросса.
Правда, Филби сумел создать впечатление, что порвал с советской разведкой еще в 1946 году, а сам под шумок сбежал в Москву. Но даже после признаний Бланта и Кейрнкросса охота за "четвертым" длилась до 1974 года, а сведения, что "пятый" - это действительно Кернкросс, поступили лишь в 1982 году от сотрудника КГБ Олега Гордиевского, завербованного MI-6.