Действующая администрация США "с пониманием" относится к движению протеста, активисты которого с 17 сентября поддерживают "оккупационный режим" в районе Уолл-стрит в Нью-Йорке, а 6 октября собираются "оккупировать" и Площадь свободы неподалеку от Белого дома в Вашингтоне.
"Постольку, поскольку люди доведены до крайности экономической ситуацией, мы это понимаем", - сказал по поводу этого движения пресс-секретарь президента США Джей Карни, передает ИТАР-ТАСС.
"Именно поэтому мы так настойчиво пытаемся сфокусировать внимание Конгресса на необходимости реальных дел в сфере экономики и создания рабочих мест", - добавил Карни.
Изначально идея мирной и ненасильственной "оккупации" Уолл-стрит родилась как символ возмущения алчностью американских банкиров, ввергнувших не так давно собственную страну и весь мир в пучину финансово-экономического кризиса, а теперь снова устраивающих "пир во время чумы".
В акции протеста участвуют в основном молодые люди, которые по всем формальным признакам должны бы относиться к самому массовому среднему слою американского общества, но в условиях кризиса оказались выброшены на обочину жизни.
Их возмущает демонстративная дележка финансовыми олигархами многомиллиардных окладов и бонусов в условиях, когда миллионы простых людей в США годами не могут найти работы и по существу лишены средств к нормальному существованию.
Кстати, в разгар кризиса и сам Обама предупреждал "жирных котов" с Уолл-стрит, что те рискуют угодить "на вилы" народного гнева. Потом Белый дом сменил пластинку и принялся хвалиться, что средства, выделенные на поддержку банковско-финансового сектора, с лихвой возвращаются в казну.
В последнее время, однако, тон публичных высказываний президента США снова стал более наступательным. И Карни теперь напомнил, что Обама "очень гордится мерами по защите потребителей" банковских услуг и требует от республиканцев перестать ставить палки в колеса отраслевым реформам.
Идеологические противники действующей администрации пытаются обернуть против нее ее собственный тезис о том, что будто бы банки с казной расплатились. Звучит эта мысль и в репортажах некоторых американских СМИ об "оккупационном лагере" близ Уолл-стрит.
Между тем, довод этот, по всей видимости, несостоятелен. Корреспондент ИТАР-ТАСС передает, что спрашивал об этом одного из вашингтонских специалистов по международным финансам, и тот в ответ невесело рассмеялся. "Конечно, расплатились, - сказал он. - Сначала получили из казны ссуды под почти нулевой процент, а потом вложили их в гособлигации под 3 процента годовых. Вот и вернули долг. Но в любом случае это все делалось за счет налогоплательщиков".
Другие наблюдатели добавляют, что на полученные деньги банки еще и спекулировали, в том числе и на поставках нефти.
По убеждению самопровозглашенных "оккупантов" и их сторонников, эти многомиллиардные средства гораздо лучше было бы истратить на реальную помощь людям, которые в условиях кризиса зачастую лишаются не только работы, но и собственного жилья.
Наряду с социально-экономическими требованиями организаторы нового движения протеста выдвигают порой и политические лозунги - прежде всего, о прекращении войн, которые Америка ведет сейчас далеко от своих берегов.
7 октября исполняется 10 лет со дня начала войны в Афганистане, и эта дата также будет отмечаться и на Площади свободы, и в других местах, включая новый вашингтонский мемориал Мартина Лютера Кинга.
В этом контексте все, естественно, подчеркивают, что безмерно разросшиеся военные расходы - одна из причин нынешних экономических невзгод Америки и американцев.
Американские либералы, включая и отдельных действующих политиков федерального уровня, открыто приветствуют "оккупационную" инициативу масс и видят в ней залог своих грядущих политических побед. Их, в частности, очень ободряет, что с новым движением начинают блокироваться профсоюзы.
Со своей стороны, консерваторы хором предрекают этому начинанию скорую бесславную кончину, прежде всего, по причине разобщенности, отсутствия общих целей и признанных лидеров.
Но сами активисты говорят, что их движение и не может быть иным, поскольку вдохновляется примером "арабской весны" нынешнего года и опирается на те же организационные принципы.