НТВ

Бюро парламента Грузии рассмотрит 7 февраля вопрос о пребывании российских миротворческих сил (РМС) в зоне южноосетинского конфликта. Бюро примет решение на основании информации правительства Грузии о ситуации в зоне конфликта и деятельности РМС, затем - через несколько дней - этот вопрос будет рассмотрен на сессии парламента.

В октябре 2005 года парламент Грузии принял постановление, в котором дал "резко отрицательную оценку" деятельности российских миротворческих сил в Абхазии и Южной Осетии и предложил правительству до 10 февраля доложить о создавшемся положении. В случае отрицательной оценки деятельности миротворцев парламент намерен потребовать с 15 февраля начать их вывод из зон конфликтов, передает ИТАР-ТАСС.

Спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе заявила в понедельник, что "не видит конкретных шагов в действиях российских миротворческих сил в зоне южноосетинского конфликта, которые позволили бы позитивно оценить их деятельность".

"Четыре месяца прошло после принятия парламентом Грузии постановления, касающегося миротворческих сил в зонах конфликтов, мы ожидали, что в деятельности РМС произойдут изменения в лучшую сторону, и они будут выполнять возложенные на них обязанности, но, к сожалению, таких шагов с их стороны мы не увидели", - заявила Нино Бурджанадзе.

Однако премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели после встречи с Бурджанадзе подчеркнул, что для властей Грузии "никогда не было самоцелью вывод российских миротворческих сил из зоны южноосетинского конфликта, для нас всегда было главным, чтобы РМС выполняли свой мандат и содействовали процессу урегулирования". "Наша главная задача - мирное урегулирование конфликта в соответствии с планом руководства Грузии, поддержанным ОБСЕ", - сказал Ногаидели.

Один из участников встречи в парламенте - госминистр Георгий Хаиндрава заявил журналистам, что "правительство предоставит членам парламента исчерпывающий анализ деятельности российских миротворческих сил в Цхинвальском регионе". Он не исключил, что правительство в случае соответствующего обращения парламента представит конкретный план действий по выводу российских миротворческих сил из Цхинвальского региона. "Заранее говорить о чем-то не стоит, все станет ясным после завтрашнего заседания бюро парламента", - сказал госминистр.

По словам вице-премьера, министра обороны РФ Сергея Иванова, "российские миротворцы находятся в зоне конфликтов по мандату двух конфликтующих сторон, поэтому и уйти из зон конфликта Абхазии и Южной Осетии они могут также при согласии двух конфликтующих сторон".

По мнению министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, российские миротворцы "играют важную роль в урегулировании грузино-южноосетинского конфликта". "Работа миротворцев ведется по мандату, выданному СНГ и одобренному ООН", - отметил Лавров. "По сравнению с другими "горячими точками" в зоне грузино-южноосетинского конфликта сохранялось относительное спокойствие и порядок, которые прерывались различными провокациями с грузинской стороны, - сказал 6 февраля председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин. - В этих условиях российские миротворцы с честью выполнили свой долг, работая на безопасность и стабильность в регионе Южного Кавказа и для мирового сообщества в целом", - отметил Кокошин.

Российские СМИ во вторник также не обходят вниманием тему российско-грузинских отношений. Так, газета "Время новостей" напоминает некоторые детали истории конфликта.

Издание пишет о статье Нино Бурджанадзе, которая была опубликована в Wall Street Journal. В статье спикер грузинского парламента назвала неподконтрольные Тбилиси территории "незаконными сепаратистскими криминальными анклавами".

Стремление Бурджанадзе представить в глазах мировой общественности неподконтрольные территории Южной Осетии и Абхазии как "криминальные" по меньшей мере некорректно, отмечает газета. По законодательству СССР, действовавшему в 1991 году, когда юридически Грузия вышла из состава СССР, в правовом поле СССР остались и Южная Осетия, и Абхазия. Не Москва, а Тбилиси попытался силой присоединить эти территории. И только вмешательство России остановило кровопролитие. Ныне эти республики не только имеют символы государственной власти и фактически независимы от Тбилиси, считает издание.

Замглавы МИД РФ: "Российские миротворцы останутся в зоне грузино-осетинского конфликта"

Москва считает необходимым продолжать миротворческие усилия в Южной Осетии для обеспечения там стабильности и защиты прав российских граждан, заявил замглавы МИД РФ Григорий Карасин.

"Наша позиция понятна: большинство жителей Южной Осетии - граждане России, и у нас нет иного выбора, кроме защиты их прав, а заодно и стабильности в регионе", - сказал Карасин в интервью газете "Время новостей".

По его мнению, военное ведомство Грузии сознательно обостряет ситуацию накануне заседания парламента 10 февраля, где должен обсуждаться вопрос о миротворческих силах в Южной Осетии. "Надеемся, что к принятию решения парламент и исполнительная власть Грузии подойдут со всей ответственностью", - подчеркнул дипломат.

Он назвал неутешительными итоги 2005 года в российско-грузинских отношениях, отметив, что "в таком же духе начался и этот год". "Потоки огульных обвинений и неспровоцированной ругани отнюдь не воспитывают цивилизованных отношений между государствами. Безответственность поведения ведет к не нужной никому конфронтации", - подчеркнул Карасин.

По его словам, ярким примером такого поведения стал инцидент в ночь на 1 февраля в зоне грузино-осетинского конфликта, "когда незначительное ДТП привело к многократному наращиванию грузинского военного контингента в нарушение действующего в зоне мандата договоренностей".

"Наши миротворцы противостояли силам, в 5-6 раз их превосходящим, провокация, видимо, была рассчитана на то, что нервы российских миротворцев сдадут", - отметил Карасин.

"К счастью, проявленная командующим миротворческим контингентом генералом Маратом Кулахметовым выдержка не позволила, чтобы возобладал силовой сценарий. А ведь могло быть иначе", - отметил дипломат.

Касаясь судьбы "большого договора" с Грузией, работа над проектом которого ведется в течение уже нескольких лет, Карасин подчеркнул, что, по мнению Москвы, этот документ "должен подвести определенные итоги, увенчать развитие российско-грузинских отношений на современном этапе и нацелить наше двустороннее сотрудничество на новые рубежи".

"К сожалению, нынешняя атмосфера в российско-грузинских отношениях, мягко говоря, не способствует продвижению в работе над Договором о дружбе", - сказал дипломат.