В Мьянме в пятницу началась регистрация партий, которые примут участие в первых здесь за 20 лет выборах, намеченных на осень. Как пишет "Коммерсант", накануне ключевая оппозиционная партия была ликвидирована. После выборов страна может стать плацдармом соперничества США и Китая.
Сегодня определится окончательный список участников выборов. Точной даты голосования не объявлено. Одна из наиболее вероятных дат - 10 октября. Между тем ключевая оппозиционная партия страны - Национальная лига за демократию (НЛД) - отказалась участвовать в выборах без своего лидера, лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи, которая не сможет принять участие в предвыборной гонке из-за судимости. В результате НДЛ была официально ликвидирована.
Уход со сцены ключевой оппозиционной силы облегчает задачу военным, стремящимся сохранить свое положение в Мьянме после передачи власти гражданскому правительству. Кроме того, согласно принятой в 2008 году конституции, четверть депутатов в обеих палатах мьянманского парламента будут назначаться верховным главнокомандующим.
Большинство оставшихся мест военные намерены получить благодаря созданной на днях Партии солидарности и развития союза (ПСРС). В составе партии, предварительно сняв погоны, во власть пойдут многие военные. В конце апреля в гражданское уже переоделся местный премьер генерал Тейн Сейн вместе с 20 коллегами из правительства.
По словам собеседников журналистов в Янгоне, ожидается, что первые лица режима - 77-летний старший генерал Тан Шве и его первый заместитель 72-летний Маун Эй - вовсе покинут политическую сцену, получив гарантии неприкосновенности.
После выборов вокруг богатой ресурсами Мьянмы развернется битва
Необходимость перехода к гражданскому правлению сами военные никак четко не объясняют. Однако большинство мьянманских чиновников мотивируют этот шаг внешнеполитическими причинами. Прежде всего в Мьянме ждут прихода западных инвестиций. Пока же главным инвестором здесь является Китай, в стратегии укрепления мощи которого Мьянма играет одно из ключевых мест, пишет газета.
Эта страна обладает запасами энергоносителей: газа и нефти. Часть из этих ресурсов уже осваивается китайскими госкомпаниями. Еще большее значение для энергобезопасности КНР имеет проект по строительству трубопровода, который свяжет глубоководный порт Ситуэ с китайским Куньмином. Эта магистраль позволит танкерам с Ближнего Востока и из Африки отправлять энергоносители в КНР по суше, избежав прохода через Малаккский пролив, который США легко блокируют в случае конфликта.
Постепенно Мьянма превращается в придаток могучего соседа. Граница с КНР во многих местах прозрачна, так что в ряде северных областей Мьянмы, населенных этническими китайцами, жители рассчитываются исключительно юанями и пользуются услугами китайских сотовых операторов.
Все это не может не беспокоить руководство Мьянмы. Но до последнего времени найти Китаю противовес не особо получалось: все страны Запада и даже демократическая Индия соглашались начать диалог с Мьянмой лишь при условии освобождения политзаключенных во главе с Аун Сан Су Чжи и демократизации режима.
Немногочисленные западные компании, отваживавшиеся работать в Мьянме (вроде французской Total или американской Chevron), находились под постоянным прессом общественности.
Между тем Москве игра в регионе не особо интересна. Единственным успешным направлением сотрудничества является военно-техническое - в прошлом году Россия продала Мьянме 20 самолетов МиГ-29 почти за 500 млн евро.
В остальном же ситуация плачевна. Как сообщил журналистам директор департамента министерства торговли Мьянмы, в прошлом году товарооборот с РФ составил смешные 2,6 млн долларов. Объем торговли с КНР за тот же период составил почти 3 млрд долларов.