BBC News

В Великобритании изданы дневники Алистера Кэмпбелла, бывшего советника и "пиарщика" Тони Блэра. Книга называется "Годы Блэра", она бьет рекорды по количеству сенсационных подробностей и их остроте. Кроме того, книга станет первым рассказом политика, столь близкого к Даунинг-стрит.

За год до войны в Ираке Тони Блэр собирался в отставку

Как рассказывает Кэмпбелл, за год до войны в Ираке Тони Блэр сообщил ему, что не собирается баллотироваться на третий срок, чтобы развязать себе руки до конца второго срока и не беспокоиться, что подумают о нем лейбористы или общественность, пишет The Sunday Times. Об этом бывший советник сообщил в интервью газете, которое приурочено к публикации.

Летом 2002 года, за год до победы на вторых всеобщих выборах и за девять месяцев до вторжения в Ирак, Блэр решил, что осенью объявит партийной конференции лейбористов об отказе от участия в третьих выборах.

"В современном мире можно получить только два срока", - сказал он тогда Кэмпбеллу. Тогда премьер опросил свое окружение, позволит ли подобное заявление проводить непопулярные реформы без оглядки на предстоящие выборы. "Я не был абсолютно против, но сообщил премьер-министру, что этот шаг сделает его "хромой уткой", - рассказывает Кэмпбелл.

Напряжение в связи с возможностью боевых действий в Ираке нарастало. Говорили, что Блэр и президент Буш уже достигли принципиальной договоренности о вторжении в Ирак, хотя на Даунинг-стрит это всегда отрицали.

Кроме того, Блэр подвергался давлению с различных сторон, в том числе в личной жизни. Одновременно продолжались споры о плате за обучение и больничной реформе. "На него вылили много дерьма", - уверяет Кэмпбелл (полный текст на сайте InoPressa.ru).

Но, как рассказывается в дневнике, план ухода Блэра был отложен под давлением обстоятельств. Впрочем, настроение его осталось прежним. "В дальнейшем Тони меньше беспокоился о том, что скажут про него люди", - рассказывает помощник премьера.

Война в Ираке вообще отложила тяжелый отпечаток на все дневники. По словам Кэмпбелла, он предупреждал Блэра о ее вероятных политических последствиях. Он отвечал: "Всегда стоит делать то, что ты считаешь правильным. На Америку напали. Важно, чтобы американцы поняли, что они не одиноки перед лицом опасности". По словам Кэмпбелла, Блэр с самого начала знал, что некоторые будут называть его "пуделем Буша" и был готов к такому отношению.

Беседы с российскими президентами: один пьяный, другой слишком жесткий

В отношениях Блэра с российским президентом Владимиром Путиным понимания было меньше, чем с Джорджем Бушем. Завтрак, за которым главы государств встретились в Москве, оказался особенно острым.

"Они обменивались жесткими репликами - это было во время Ирака. Путин чувствовал, что Великобритания по различным вопросам постоянно встает на сторону Америки. Он говорил об этом с Тони очень эмоционально, как о чем-то личном. Мне вспомнилась Фиона (Фиона Миллер - подруга Кэмпбелла), когда она начинает на меня нападать".

Борис Ельцин, предшественник Путина, в свою первую встречу с Блэром был трезвым, но "порой бывал слегка навеселе". "А однажды во время телефонного разговора Тони не смог понять ни слова из того, что он говорил", - пишет бывший советник.

Тайные встречи с принцессой Дианой

Как следует из книги, принцесса Диана тайно встречалась с Блэром и его окружением за обедом в одном из "обычных домов" Восточного Лондона. Это происходило в 1990-е годы, когда Блэр возглавлял оппозицию и разрабатывал концепцию "новых лейбористов". "Было просто удивительно видеть ее в том обычном доме. Это был прекрасный обед. Мне она сделала чашку чая", – вспоминает Кэмпбелл.

До этого принцесса встречалась с Блэром на обеде для представителей истеблишмента в районе Белгравия, где лично общалась и с Кэмпбеллом, прибывшим под конец приема.

"Мне кажется, она и правда считала себя частью совершенно новой Британии. Думаю, она полагала, что Тони поддержит ее в борьбе со СПИДом, с детской бедностью. Мы говорили с ней о том, как ее воспринимают и как она обращается со СМИ... Она постоянно упоминала о фотографиях. Мне она сказала: "У тебя могут многое забрать, но забрать твои фотографии невозможно. С их помощью действительно можно тронуть людей", - вспоминает советник.

Кэмпбелл описывает Диану как искусного политика, не в партийном, а в инстинктивном смысле: "за обедом она физически уходила от беседы, если ей казалось, что разговор становится чересчур политизированным. Честно говоря, я не знаю, что бы получилось, останься она в живых. Не знаю, играла бы она вообще какую-то роль или нет".

Вчера источник, близкий к Кэмпбеллу, рассказал, что, по мнению Блэра, Диана "великолепно справилась бы с миссией посла за границей – у нее были четкие представления о новой Великобритании. Принцессу эта идея занимала. Ей нравился образ страны, который пытался создать Блэр. Он считала, что может внести свой вклад. Ее это очень вдохновляло".

Блэр и Диана, согласно тексту, продолжали тайно видеться вплоть до самой ее смерти в августе 1997 года. Принцесса погибла спустя три месяца после прихода новых лейбористов к власти.

"Туалетное" решение Гордона Брауна

Незадолго до того, как стал премьер-министром Великобритании, Блэр вызволил своего друга, соперника и нынешнего премьера Гордона Брауна из туалета, продолжает рассказ о "Годах Блэра" ВВС. Вскоре после неожиданной смерти в 1994 году Джона Смита, лидера находившейся тогда в оппозиции лейбористской партии, Блэр и Браун встретились в доме одного из своих знакомых в Эдинбурге. Оба считались перспективными кандидатами на роль лидера лейбористов. Они обсуждали, кто придет на смену Смиту, и Браун был не готов уступить Блэру.

Вот как описывает эту беседу Кэмпбелл в своих дневниках (оба персонажа в них везде обозначены инициалами: Блэр - ТБ, а Браун, соответственно, - ГБ): ТБ четко дал понять, что он должен выставлять свою кандидатуру на внутрипартийных выборах, потому что по его ощущению это наилучший шанс для партии, но ГБ убедить не удавалось. В какой-то момент ГБ пошел в туалет".

Шли минуты, ТБ сидел без дела и уже начал думать, не "смылся" ли ГБ. Потом зазвонил телефон. ТБ не стал брать трубку, так что включился автоответчик, и по нему мы услышали неживой голос ГБ: "Тони, это Гордон. Я заперт в туалете".

"В конце они оба посмеялись. ТБ поднялся на второй этаж и сказал: "Будешь тут сидеть, пока не согласишься". Тогда Блэр и освободил Брауна.

Как принято считать, Блэр и Браун скрепили свою договоренность в лондонском ресторане. Браун согласился не выдвигаться на роль лидера партии с условием, что, когда Блэр станет премьером, он назначит соперника министром финансов, предоставит ему значительную свободу действий, а в будущем передаст ему и свою должность. Был ли такой эпизод или нет, но политическая карьера Брауна сложилась именно так.

Как передают "Вести", британские журналисты уже спросили самого Гордона Брауна, собирается ли он читать книгу. Премьер-министр ответил коротко: "Нет, не буду. Зачем копаться в прошлом? Я смотрю в будущее".