Russia Today

Прогресс в отношениях США и НАТО с Россией, постепенно достигавшийся в течение двух последних лет, рискует оказаться под угрозой из-за нарастающих разногласий между российским и западным взглядом на противоракетный щит в Европе. Оценивая последние события - отказ Вашингтона и Североатлантического альянса от плана Москвы создать объединенную систему ПРО и ее ответные угрозы выйти из Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), западные и российские обозреватели гадают, следует ли действительно ждать новой серьезной конфронтации.

В статье, посвященной проходящим сейчас в Брюсселе переговорам в рамках Совета Россия-НАТО, The Christian Science Monitor пишет, что "спящий слон в комнате вот-вот проснется и начнет буянить". Следует пояснить, что английская идиома "слон в комнате" (elephant in the room) употребляется для обозначения очевидной проблемы, которую с риском для себя предпочитают игнорировать.

- Кремль боится за свои "дряхлеющие силы сдерживания"

Ситуация такова - предварительно обозначив свои противоположные позиции по вопросу ПРО, участники брюссельской встречи в среду предпочитали молчать. Даже на пресс-конференции, предварявшей заседание Совета Россия-НАТО, генсек альянса Андерс Фог Расмуссен ни словом не обмолвился о ПРО, посвятив всю встречу с журналистами ситуации в Ливии, сообщает "Коммерсант".

Сердюков обидел генсека НАТО: устроил отдельный брифинг с угрозами

А министр обороны России Анатолий Сердюков после заседания назначил брифинг только для российских журналистов и на то же самое время, когда должна была состояться итоговая пресс-конференция генсека НАТО. По этому поводу в штаб-квартире выразили неудовольствие, отметив, что "обычно иностранные партнеры участвуют в итоговых брифингах вместе с генсеком", говорится в материале издания.

На брифинге Сердюков вновь пригрозил несговорчивому Западу: заявил, что, если в Европе появится система ПРО, которая "снивелирует российский стратегический потенциал", Россия "будет вынуждена искать пути к преодолению этой системы, что приведет к новой гонке вооружений".

The Christian Science Monitor цитирует российского политолога Александра Храмчихина из московского Института политического и военного анализа, который поясняет, что недовольство и разочарование России растет, потому что ее тревоги никто не воспринимает всерьез. "Создается впечатление, что весь прогресс в отношениях - временный; он не опирается ни на что значительное, тогда как по всем серьезным вопросам НАТО предпочитает действовать как хочет и лишь ставит Россию перед фактом", - говорит эксперт.

Кремль боится за свои "дряхлеющие силы сдерживания"

Видимо, Кремль глубоко встревожен так называемым "поэтапным адаптивным" планом Пентагона о размещении к 2020 году около 440 противоракет на 43 кораблях и на двух наземных базах - в Польше и Румынии, продолжает американская газета. Она напоминает, что в ноябре прошлого года президенты США и России Барак Обама и Дмитрий Медведев "договорились, что поищут общую формулу системы ПРО, которая защищала бы Евразию и Северную Америку, не угрожая дряхлеющим российским силам сдерживания".

Как объясняет автор статьи, на которую ссылается InoPressa.ru, поскольку любая ракета, запущенная в сторону Запада из Ирана или Северной Кореи, почти наверняка пересечет российское воздушное пространство, США и НАТО, видимо, не согласны ограничить свою систему радарами и противоракетами, радиус действия которых заканчивается у российской границы.

Москва же в сфере ПРО хочет создать либо единую систему под совместным командованием ("иначе говоря, чтобы на кнопке "Пуск" был палец русского", поясняет корреспондент), либо две отдельные системы - для России и для Европы - не пересекающиеся между собой.

Министры стран НАТО пока не договорились о параметрах противоракетного щита своего блока для защиты Европы, но Расмуссен уже отверг требования России и развеял ее надежды получить юридические гарантии безопасности противоракетного щита для России. Вместо этого он предложил повышать степень взаимного доверия в ходе дальнейших дискуссий и продолжил на словах заверять, что НАТО никогда не нападет на страну.

Однако Москве этого явно мало, и она действительно может воспользоваться правом одностороннего выхода из СНВ-3 - если Запад разместит средства ПРО, способные значительно понизить эффективность стратегических ядерных сил РФ. А такой шаг может полностью застопорить прогресс в российско-американских отношениях и сильно ободрить "ястребов" с обеих сторон, заключает издание.

Оно предполагает, что страсти могут еще больше накалиться в четверг, на встрече Сердюкова с американским коллегой Робертом Гейтсом. Во всяком случае, исход их переговоров будет тщательно анализироваться на наличие как положительных, так и отрицательных сигналов.

В статье приводится мнение еще одного российского эксперта - заместителя директора Института США и Канады РАН Виктора Кременюка. Он считает, что СНВ-3 - это на сегодняшний день единственный реальный успех российско-американской перезагрузки. Если же в итоге его сведут на нет, это станет большим политическим провалом как для Обамы, так и для Медведева.