Архив NEWSru.com

Багдад в ожидании американских бомбардировок: горожане запасают продукты и покупают автоматы Калашниковы для самообороны на случай гражданской войны. "Иди с миром", - такова в обычное время арабская формула прощания. Но сейчас в Багдаде нормально даже не прощаются. "Да поможет нам Бог", все чаще говорят сейчас человеку, отправляющемуся в путь. Кто знает, где и когда суждено вновь увидеть друг друга, ведь в иракской столице вряд ли есть хоть один человек, который не был бы убежден в том, что война уже у дверей. Перед иностранными журналистами - и, в первую очередь, перед телекамерами - люди демонстрируют уверенность. Мол, они уже привыкли к войнам и пережили достаточно ужасов, вряд ли иракцев может еще что-то испугать. Американцы могут приходить спокойно, ведь правительство только на днях пообещало им второй Сталинград. В это можно было бы почти поверить, если бы не очереди за загранпаспортами, пишет сегодня Die Presse (перевод на сайте Inopressa.ru)

Чтобы получить вожделенный документ, дающий возможность выехать из страны, люди приходят к трем часам утра. А те, у кого есть деньги, в последние дни вместе с семьей отправляются в длительный отпуск, в большинстве случаев - в Сирию. Бегство в нормальную жизнь

Остаются те, кто не может позволить себе такие поездки, а это девять иракцев из десяти. Несмотря на новую формулу прощания оставшиеся пытаются вести нормальную жизнь.

На этой неделе, в мусульманский праздник жертвоприношения, они, как обычно, встречаются с родными, друзьями и соседями, желают друг другу радости и выходят с детьми на улицу. Например, на ярмарку, в тир, где можно пострелять в пустые банки из-под Coca-cola, или в пещеру ужасов, где людей пугают граф Дракула, Кинг-Конг и египетские мумии. Хит этого года - это огромные качели под названием "Ноев ковчег", на которых несколько десятков подростков, визжа, пытаются спастись от всемирного потопа.

"Мы в этом году отмечаем праздник только ради наших детей", - говорит одна иракская женщина. У нее не слишком радостно на душе, объясняет она, гладя свою дочку по голове. На вопрос, сколько ей лет, девочка отвечает, что 8 марта ей исполнится десять, однако праздника из-за войны, скорее всего не будет. Никакого интереса к овцам В других местах обычный для этих дней порядок тоже нарушен. Еще за день до праздника крестьянин Абу Хайдер пригнал свою маленькую отару в город. Собственно, все овцы должны были пойти под нож. По традиции мусульмане, которые могут себе это позволить, режут к празднику жертвоприношения овцу: треть оставляют себе, вторую отдают соседям и друзьям, а остальное дарят бедным.

Однако пишет издание, в этом году американцы, готовые к войне в Персидском заливе, очевидно, спасли жизнь некоторым из этих мирных животных. Он продал их намного меньше, чем обычно, рассказывает Абу Хайдер. Большинство людей, говорит он, в ожидании черных дней, которые вот-вот наступят, предпочитают экономить.

Оба волнистых попугая, обитающих в семье Абу Хазема, обязаны выжить. Запасы на случай войны люди сделали не только для себя, но и для птиц. Из последней войны в Персидском заливе семья, живущая в центре Багдада и относящаяся к среднему классу, сделала вывод, что нет никакого смысла заполнять большой морозильник, если в первый или второй день войны все равно отключат электричество.

Итак, предпочтение отдается продуктам, которые не портятся. Наряду с семечками для попугаев они мешками запасли муку, рис, лапшу и сахар, привезли десятки коробок с водой и четыре баллона с пропаном. Но это еще не все. Когда по телевизору показали ролик, рекламирующий сыр мортаделла в банках, который хранится несколько месяцев, между Абу Хаземом и его женой сразу вспыхнул спор, не нужно ли прикупить еще несколько банок этого сыра.

Радиоприемник Они подумали даже о коробке с батарейками для коротковолнового радиоприемника, чтобы знать хоть что-нибудь, что происходит во внешнем мире. Они всего несколько дней назад купили за семь долларов китайский приемник. Продавец ручается, что он проработает минимум шесть месяцев, прежде чем этот дешевый приборчик испустит дух. Достаточно на время войны, шутит Абу Хазем. Кто не хочет покупать новый приемник, который будет работать шесть месяцев, тот может пойти в пятницу на "Рынок воров", Сук аль-Харамийя. Там продаются подержанные приемники производства известных фирм. Чтобы продемонстрировать, на что способен старый аппарат, продавец крутит ручку настройки до тех пор, пока сквозь шум не раздастся голос арабской службы BBC: приемник доказал свою пригодность для службы в военное время! ...и бензин в баке

У кого есть машина, тот в эти дни старается, чтобы ее бак был все время полон. Кто знает, на что сгодится этот громыхающий - через 12 лет после введения санкций ООН - драндулет. Если час "Х" наступит, то пропадет бензин и с ним надежда на моторизированное бегство. Ожидается, что власти на пороге войны из страха перед взрывами быстро заставят выкачать из бензоколонок все топливо.

Впрочем, уже теперь на бензоколонках официально запрещено заливать бензин в канистры. Только после полуночи работник бензозаправки за соответствующий бакшигш может закрыть на это глаза. Оружие, предназначенное для защиты семьи в послевоенном хаосе, это тоже вожделенный товар. Ведь большинство иракцев боится американских бомбардировок меньше, чем того, что за ними последует. Они опасаются, что после войны будут сводиться многочисленные старые счеты, и различные группы шиитов, курдов и суннитов пойдут друг на друга с ножами. Сейчас на черном рынке автомат Калашникова можно купить за 120 евро. Там же - опечатанные ящики с 1000 патронами для Калашникова, якобы оставшиеся еще от русской армии. Однако для большинства иракских защитников собственного дома это недостижимая мечта - для них это почти целая годовая зарплата. Кроме того, правительство, очевидно, боится возможного крушения испытанного порядка сразу после нападения американцев. Вокруг больших столичных шиитских кварталов, где проживает беднота, уже предусмотрительно выставлены посты. По всему городу по отведенным им участкам, от двери к двери ходят эмиссары правящей партии "Баас", заставляя подписывать заранее заготовленные бланки: чтобы каждый понимал, что с началом войны будет введен комендантский час, и никто не имеет права появляться на улице, кроме военных и людей из "Баас". Большинство иностранцев за исключением журналистского странствующего кризисного цирка, инспекторов ООН и персонала некоторых посольств уже покинули страну. В выходные после окончания праздника жертвоприношения и после очередного доклада главного инспектора Ханса Бликса в Нью-Йорке возможно все. Беруши Один из немногих проживающих в Багдаде иностранцев описывает всю абсурдность ожидания американского штурма: "Ты сидишь на своей веранде, пьешь свое пиво, и все кажется нормальным. Затем приходит твоя соседка и спрашивает, нет ли у тебя случайно берушей. Ты спрашиваешь себя, неужели у этой женщины нет других забот, кроме этих дурацких затычек. Она, не дожидаясь вопроса, объясняет тебе, что беруши ей нужны для детей, чтобы они не слишком пугались взрывов. После этого ты выливаешь пиво и в течение следующих часов не можешь ничего взять в рот".