Иностранная пресса в понедельник комментирует вето России и Китая, которое обе страны наложили на резолюцию Совета Безопасности ООН о санкциях против режима Роберта Мугабе в Зимбабве - тот уже 28 лет единолично управляет страной, подавляя выступления оппозиции с помощью репрессий. Западные наблюдатели недоумевают, чем вызван подобный демарш, ведь всего неделю назад Дмитрий Медведев обещал поддержать карательные меры против африканского диктатора. Теперь же Москва вновь продемонстрировала всю неэффективность СБ ООН, сетуют западные газеты.
С другой стороны, санкции против мирного населения не бывают оправданными и не помогают свергнуть режим, продвигает свою точку зрения один из обозревателей, так что решение России можно только приветствовать.
Текст резолюции, предложенный Вашингтоном и поддержанный Парижем и Лондоном, предусматривает эмбарго на поставки оружия, введение финансовых санкций и ограничений на перемещения президента Мугабе и его окружения, сообщает Le Figaro. Речь шла о том, чтобы осудить насилие, которым был отмечен второй тур президентских выборов 27 июня, выигранный диктатором Мугабе, единственным кандидатом из-за бойкота оппозиции. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)
И вновь, как уже неоднократно случалось из-за Ирана или Косово, российская дипломатия заявила о своем несогласии. По словам американского посла при ООН, поведение России "вызывает сомнения в ее надежности как партнера G8". Москва расценила эти слова как "неприемлемые". Она осуждает насилие в Зимбабве, но оправдывает свою позицию следующим образом: голосование в ООН по санкциям стало бы "опасным прецедентом" вмешательства во внутренние дела страны, то есть нарушением Устава ООН. Россия Медведева и Путина настойчиво защищает концепцию "невмешательства во внутренние дела": именно поэтому она весной осудила различные западные декларации по Тибету, поэтому она критикует нападки Запада на авторитарные режимы Белоруссии и стран Средней Азии – российской сферы влияния.
Кроме того, Кремль поспешил осудить "двойные стандарты" Запада. После январских президентских выборов в Грузии, на которых победил протеже Белого дома Михаил Саакашвили, российские дипломаты издевались над робостью критиков из Вашингтона, не обративших внимания на множество нарушений. Именно во имя "невмешательства" Москва осуждает европейскую и американскую позицию по событиям в Чечне и на всем российском Кавказе, считая их своими "внутренними делами". Между тем, когда российские военные самолеты совершают облеты грузинской территории, как это было на прошлой неделе, речь идет, по словам Москвы, о стремлении "избежать кровопролития" между грузинами и сепаратистами из Южной Осетии. И уж точно не о "вмешательстве", иронизирует Le Figaro.
Раньше на русских можно было положиться, пишет The Times: "нет" означало "нет". Сегодня оно может означать и "да", и "может быть". Всего несколько дней назад новый президент России Дмитрий Медведев подписал коммюнике "большой восьмерки" о политике в отношении режима Роберта Мугабе, в котором страны-участницы обещали применить "к лицам, ответственным за насилие, финансовые санкции и меры другого характера". Но вечером в пятницу Россия с примкнувшим к ней Китаем наложили вето на резолюцию Совбеза ООН, которая предполагала реализацию тех самых мер. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)
Непонятно, то ли Медведев, давая согласие на участие в саммите G8, действовал не совсем по своей воле, а по воле серого кардинала Владимира Путина, то ли это был продуманный пренебрежительный демарш, говорится в статье. Отношения между США и Россией – хуже не бывает. На прошлой неделе Чехия согласилась разместить на своей территории один из элементов американской системы ПРО – радиолокационную станцию. В ответ Россия – впервые с момента окончания холодной войны – рассматривает вопрос о переориентации своих ракет на цели в Западной Европе. Можно сказать со всей определенностью, подытоживает издание, что Россия, осмелев благодаря энергетическим богатствам, впредь будет вести жесткую игру, о чем бы ни шла речь - о ситуации в Зимбабве или поставках газа. Западу придется к этому приспосабливаться.
Демарш России и Китая вновь выдвинул на первый план сомнения в эффективности Совбеза, пишет британская The Guardian. Что еще важнее, он показал, сколь пагубное влияние эти две страны могут оказывать на международные отношения. По словам России и Китая, Совбез уполномочен заниматься лишь теми проблемами, которые создают угрозу международной безопасности. Пекин заявляет, что принятие санкций привело бы к срыву переговоров Мугабе с оппозицией. Однако африканский диктатор остался у власти не в последнюю очередь из-за инертности международного сообщества, отмечает The Guardian, и нельзя снова давать ему свободу маневра. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)
Поведение России заставляет сильно усомниться в том, что на нее можно положиться как на союзника. Теперь, по мнению газеты, главная задача стран, поддержавших санкции, состоит в том, чтобы самостоятельно найти пути решения этого вопроса. Пусть Совбез показал себя неэффективным, но Великобритания (при поддержке ЕС) и США обладают достаточным влиянием для того, чтобы оказать на режим Мугабе дипломатическое, экономическое и моральное давление.
The Times не согласна: санкции обогащают диктаторов
А вот обозреватель The Times Саймон Дженкинс приветствует решение Китая и России, не допустивших "экономической войны" с Зимбабве. Какими бы ни были мотивы, это правильное решение, уверен журналист, поскольку санкции – это неэффективное и даже деструктивное орудие агрессии в международных отношениях. Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд заявил, что вето нанесло "тяжелый удар по своевременным и решительным действиям Совета Безопасности". Но санкции никогда не бывают ни своевременными, ни решительными, утверждает автор. В отличие от войны – насильственных действий, направленных на разгром режима и его смену другим, изменение такой малости, как условия торговли, – это всего лишь спектакль. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)
Уроки истории позволяют сделать лишь одно обобщение: санкции обеспечивают политическое долгожительство любому режиму, на который их накладывает Запад. За последние полвека максимальное число санкций было наложено на Фиделя Кастро, полковника Кадаффи, Саддама Хусейна, аятоллу Хомейни, талибов, бирманских генералов и руководство Северной Кореи. Ни одного лидера санкции не свалили. Для всех вмешательств, которые оказались эффективными (Фолклендские острова, Гаити, Афганистан, Сербия и Ирак), потребовалась военная сила.
Санкции больно бьют по бедному населению, однако обогащают правящую элиту. Благодаря санкциям Саддам Хусейн стал шестым богачом мира, а сербский президент Милошевич – королем организованной преступности. Так и теперь – санкции направляют реки денег в карманы дружков Мугабе, Махмуда Ахмади Нежада и бирманских генералов. Идея, будто действия, вызывающие дальнейшее обнищание бедняков и создающие неудобства для богатых, каким-то образом влекут за собой кровавую революцию – пожалуй, самая идиотская концепция из тех, что отравляли или отравляют международные отношения, заявляет Дженкинс. Народы редко восстают и свергают правительства, а если и восстают, то под дулом винтовок. Именно поэтому экономические меры, в отличие от насилия, совершенно неэффективны.