Президент России Владимир Путин, находящийся в Шанхае на саммите ШОС, впервые лично встретился со своим иранским коллегой Махмудом Ахмади Нежадом и по итогам встречи заявил, что Иран готов обсудить предложения шестерки посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) по выходу из кризиса, связанного с мирной ядерной программой страны.
"Иранские партнеры готовы приступить к переговорам, и в самое ближайшее время иранская сторона сформулирует свои предложения по срокам переговоров. У меня очень позитивная оценка состоявшейся встречи", - заявил Путин на пресс-конференции после переговоров. Президент так же позитивно оценил и другие двусторонние встречи: "Договорились поднять планку в торговом отношении с Монголией. Новое качество открывается для сотрудничества с Пакистаном, особенно в сфере экономики. Контакты с китайским руководством стали регулярными".
- Глава Ирана призвал "встать на пути гегемонии" Запада
- США: готовность к переговорам означает отказ от обогащения урана
- Согласие Тегерана: мнения политиков и политологов
- Инопресса: присутствие на саммите президента Ирана - сигнал опасности для США
- Путин просит помочь с поиском дипломатов, похищенных в Ираке
- Справка: Шанхайская организация сотрудничества
Во время встречи с иранским лидером Путин подчеркнул, что все страны, включая Иран, имеют право реализовать планы в области высоких технологий при обеспечении контроля за нераспространением, и ждет от иранской стороны ответа на предложения шести стран по атомной проблеме Ирана.
"Что касается ядерной проблематики, Вы нашу позицию хорошо знаете - мы, наверное, единственная страна, которая активно и открыто сотрудничает с Ираном в области мирного использования ядерной энергии и полностью выполняет свои обязательства, - заявил Путин Ахмади Нежаду. - Мы считаем, что все страны мира, включая Иран, имеют право реализовать свои планы в области использования высоких технологий на благо своего развития. Но, конечно, сделать это нужно таким образом, чтобы полностью исключить какие-либо озабоченности мирового сообщества по нераспространенческой тематике".
"Очень хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу тех предложений, которые были сделаны", - сказал Путин, напомнив и о российском предложении создать СП по обогащению урана.
Ахмади Нежад отметил, что позиции его страны и России по ядерной проблемы близки. "Что касается ядерной области, думаю Вы полностью в курсе", - сказал он, добавив, что секретарь СБ РФ и глава МИД постоянно находятся в контакте с иранскими коллегами. "Мы и с Вами на последней встрече в Нью-Йорке это обсуждали, и даже говорили один раз по телефону", - напомнил иранский лидер.
Официальные заявления для протокола
Президент Ирана поблагодарил Россию за позицию, занятую ею в ходе урегулирования ситуации вокруг иранского ядерного досье. "Наши позиции ясны и близки друг другу", - сказал иранский лидер. Ахмади Нежад подчеркнул также, что "сотрудничество в области энергетики достаточно эффективно, но было бы больше пользы, если бы мы сотрудничали и в области цен на газ, и в области создания основных потоков газа".
Кроме того, Ахмади Нежад заявил, что ситуация в регионе "подвижна и находится под угрозой. И угроза эта исходит не от стран Персидского залива". Он подчеркнул: если бы не было двустороннего сотрудничества, то ситуация в регионе взорвалась бы.
Он также заявил о возможности использовать региональные вопросы, в том числе сотрудничество в области Каспия, Ближнего Востока, и в исламском мире. "Во многих областях мы не рассматриваем Россию как соперницу и стремимся развивать сотрудничество на пользу двум странам", - сказал иранский президент.
Со своей стороны президент РФ Владимир Путин, обращаясь к президенту Ирана, подчеркнул, что хорошо помнит, какую позицию занял Иран, когда Россия заявила о своем желании стать наблюдателем в Организации Исламской Конференции, передает "Интерфакс". Теперь есть еще одна площадка - ШОС, которая дает возможность обсуждать все международные и двусторонние проблемы, сказал российский президент.
Путин также отметил, что Иран является давним историческим партнером России. "Отношения наши в последние годы развиваются по восходящей, хотя по объему торгово-экономических связей, - продолжал президент РФ, - мы отстаем от ваших партнеров в ЕС, Китая, Японии". По его данным, с 2000 года товарооборот увеличился в три раза. "Это неплохой показатель и у нас много перспективных направлений - энергетика, связь, коммуникации", - сказал Путин.
Инопресса: присутствие и речь президента Ирана - сигнал опасности для США
Западная пресса в четверг пристально следит за саммитом Шанхайской организации сотрудничества. Особый интерес и озабоченность вызывает встреча президентов Владимира Путина и Махмуда Ахмади Нежада, который прибыл в Шанхай в качестве наблюдателя.
Так, The Wall Street Journal отмечает, что главы Китая, России, Пакистана и Ирана, помимо прочих, будут обсуждать "мирное развитие" ШОС. Учитывая агрессивную антиамериканскую направленность организации и ее растущий политический вес, это повод для тревоги, считает газета. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
Она напоминает о том, что ШОС уже провела "Миссию мира 2005" - масштабные военные учения, которые финансировал в основном Китай. Затем участники саммита подписали резолюцию, призывающую к уходу США с военных баз в Узбекистане, что впоследствии было сделано. Этот успех может вдохновить ШОС, особенно в присутствии иранского президента, на требования более снисходительного отношения к ядерным амбициям Тегерана, предполагает издание.
ШОС распространяет свои авторитарные корни. В этом году она предложила статус "наблюдателей" таким демократиям, как Индия и Афганистан, лидеры которых присутствуют на сегодняшней встрече. Сегодняшний саммит - очередной пример того, как Китай исподволь расширяет влияние на регионы мира, которые свободные страны Запада игнорируют, указывает газета.
Махмуд Ахмади Нежад - единственный глава государства, который получил право выступить на саммите ШОС с большой речью, хотя его страна является даже не членом, а наблюдателем в этой организации. Иранский президент выступит с принципиальной программой развития Центрального Востока и в кулуарах собрания автократов встретится с Путиным, пишет немецкая Der Tagesspiegel. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
В отличие от Западной Европы, которая до сих пор воспринимает Центральную Азию лишь как возможного поставщика энергоносителей и не уделяет пристального внимания политическим процессам в регионе, США уже давно открыли для себя опасный потенциал Шанхайской организации. В долгосрочной перспективе ШОС хочет стать противовесом НАТО и ОПЕК, и на данный момент она, похоже, имеет хорошие возможности, причем сразу по нескольким причинам. Одна из них - очевидная слабость ООН, ОБСЕ и других институтов управления кризисными ситуациями, которые по завершении холодной войны пребывают в растерянности, все нащупывают свою роль в изменившемся мире и неадекватно и запоздало реагируют на новые угрозы терроризма, контрабанды оружия и экологических катастроф.
Другая причина - это изменение парадигмы внешней политики Москвы в связи с завершением раскола СНГ на два лагеря - прозападный и пророссийский. Для Кремля этого достаточно, чтобы мобилизовать все имеющиеся в его распоряжении резервы для борьбы за влияние в богатой нефтью и газом Центральной Азии - вместе с Китаем, так как в среднесрочной перспективе интересы обеих стран в регионе совпадают, считает газета.
Le Temps в статье "Тегеран проверяет на прочность поддержку России и Китая" также отмечает, что ШОС - это эскиз стратегического альянса, которого у США и Европы есть все основания опасаться.
По мнению ястребов из администрации Буша, участие Ирана в этом и без того подозрительном форуме побуждает к еще большему недоверию. "Странно, что в организацию, которая говорит, что она борется с терроризмом, приглашают одно из ведущих террористических государств мира", - заявил в начале мая американский министр обороны Дональд Рамсфельд. В отличие от Вашингтона, Пекин и Москва всегда отказывались рассматривать Иран как государство, поддерживающее международный терроризм, напоминает газета. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
Китай и Россия - основные союзники Тегерана в его борьбе за атом. Но важно выяснить, какую роль эти две страны готовы играть. В настоящее время они поддерживают предложения Европейского союза, но отвергают идею введения санкций ООН в случае отказа Ирана от сотрудничества. Москве и Пекину вовсе не хочется, чтобы Тегеран обзавелся атомным оружием. Некоторые наблюдатели надеются, что российский и китайский президенты сумеют убедить иранского коллегу проявлять больше сдержанности. Но, судя по северокорейскому досье (в котором Пекин и Москва также являются единственными союзниками Пхеньяна), их стремление влиять на события имеет свои пределы, указывает издание.
США: готовность к переговорам означает отказ от обогащения урана
США обратили внимание на высказывание президента России Владимира Путина после встречи с иранским президентом Махмудом Ахмади Нежадом в Шанхае о готовности Тегерана к переговорам.
"По нашему мнению, готовность к переговорам означает принятие исходного условия, то есть приостановку деятельности, связанной с обогащением и переработкой урана", - заявил в четверг на традиционной утренней встрече с журналистами в Белом доме его официальный представитель Тони Сноу.
"Мы исходим из того, что страны группы "пять плюс один" продолжают попытки убедить Иран приостановить обогащение и переработку урана; это по-прежнему остается ключевой целью", - пояснил пресс-секретарь президента США.
Сноу напомнил, что "у иранцев еще есть время "переварить" сделанные им предложения. "Я вполне допускаю, что они будут использовать различные способы для того, чтобы попытаться придать дебатам те формы, которые их устраивают", - сказал он. "Однако предварительное условие ясно и с ним все согласны", - подчеркнул пресс-секретарь.
Согласие Тегерана: мнения политиков и политологов
Согласие Ирана на проведение переговоров по предложениям "шестерки" является очень позитивным шагом, и это позволяет надеяться на выход из кризиса в решении иранской ядерной проблемы, считает руководитель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. "Это второй очень позитивный поворот в ситуации с тех пор, как США согласились на предоставление Ирану позитивного пакета (предложений по решению иранской ядерной проблемы)", - заявил Караганов в четверг "Интерфаксу".
Вместе с тем он отметил, что начало переговоров еще не означает, что они увенчаются успехом. "Впереди очень долгий путь: будет жесткая и сложная торговля, будут срывы, но сейчас появился шанс, что международное сообщество выходит из "иранского пике", - считает политолог.
По его мнению, существует возможность того, что Тегеран пойдет навстречу мировому сообществу в решении проблемы обогащения урана. "Существует теоретическая возможность, что за признание Ирана великой и равной другим державой, за снятие с них всех санкций, за прекращение деятельности по подрыву (существующего там) режима, Тегеран может отказаться от программы, которая в глазах мирового сообщества явно нацелена на создание ядерного оружия, согласившись на сохранение ограниченной ядерной исследовательской программы в рамках ДНЯО под жестким международным контролем", - заявил Караганов.
Заместитель главы комитета по международным делам Совета Федерации Василий Лихачев считает, что итог переговоров президентов России и Ирана по поддержке инициативы "шестерки" говорит о том, что Тегеран начинает самым серьезным образом воспринимать свою ответственность перед международным сообществом.
ЕС и США должны оценить весьма позитивную работу президента России и российской дипломатии в целом. "Это несомненный успех России", - подчеркнул сенатор Лихачев в четверг "Интерфаксу". "Сегодня главное - не потерять темпа переговоров с Тегераном. Необходимо в рамках МАГАТЭ и ООН, а также других международных организаций вести переговоры, с тем, чтобы сделать позицию Ирана весьма сбалансированной с учетом требований "шестерки" и международного сообщества в целом", - считает Лихачев.
Вместе с тем, по его мнению, сегодня трудно говорить о том, что позиция Ирана может служить ответом на все озабоченности и вопросы в рамках "шестерки", но, по крайней мере, полагает сенатор, это серьезный шаг в сторону сближения с позицией Ирана. Он напомнил российскую позицию, согласно которой "Иран в качестве суверенного государства имеет право на высокие технологии, но очень важно при этом, чтобы Тегеран устранил все озабоченности и проблемы, которые существуют в связи с желанием и стремлением иранских властей в полном объеме овладеть ядерными технологиями и обогащенным ураном".