Douglas Jones

Новые методы редактирования воспоминаний дают надежду, что однажды человек научится лечить фобии, посттравматический стресс и другие синдромы, связанные с повышенной тревожностью, пишет The Wall Street Journal.

На первом этапе лечения воспоминание "извлекают из архива" и побуждают человека вновь испытать эмоции, которые он ощутил в тот момент, - часто это страх или отчаяние, говорится в публикации, выдержки из которой приводит сайт InoPressa.ru.

Например, пациенту, которого в детстве укусила собака и который с тех пор их боится, показывают фотографии безобидно выглядящих собак и тем самым обучают его реагировать на воспоминание иначе. На заключительном этапе отредактированное воспоминание закрепляется в мозгу.

Некоторые исследователи работают также с участниками военных действий, жертвами ДТП и изнасилований, чтобы они испытывали меньше страха от шокирующих воспоминаний.

Ученые не стремятся полностью стирать воспоминания - это было бы неэтично и заставило бы задуматься о судьбе других воспоминаний, ассоциативно связанных с нежелательными, поясняют исследователи. "Идеальный сценарий - уменьшить или устранить страх, сопровождающий данное воспоминание", - отметил Роджер Питмен, преподаватель психиатрии из Гарвардской медицинской школы, много работающий в этом направлении.

"Новейшие исследования основаны на радикально новой концепции хранения воспоминаний в мозгу", - пишет газета. Прежде ученые считали, что воспоминания - точно фотографии: все детали прочно фиксируются на момент "снимка". "Теперь многие специалисты пришли к мысли, что воспоминания хранятся в мозгу, точно папки на полке: когда берешь папку для просмотра, в ней можно что-то изменить", - отмечает газета.

Обычно от травм и фобий лечат, заставляя пациента сталкиваться с раздражителем в безопасных условиях. Инстинктивный страх постепенно ослабляется. Но этот метод не устраняет и не редактирует страшные воспоминания, а рецидивы фобии - обычное явление, подчеркивает Эдна Фоа из Медицинской школы Пенсильванского университета.

Ученые надеются, что новые методы ослабят инстинктивный страх на более долгий период или даже навсегда. "Фокус в том, чтобы провести лечение в момент, когда воспоминание извлечено из архива, и "сохранить" в памяти, как в компьютере, измененный вариант", - пишет газета.

Для этого пациента просят детально описать на бумаге травматический инцидент и в начале каждого сеанса терапии перечитывать. Перед тем как воскрешать воспоминания, пациент принимает пропранолол - лекарство от гипертонии, подавляющее частое сердцебиение, потливость и другие симптомы страха.

Например, доктор Питман из Гарвардского университета и Ален Брюне, профессор психиатрии из Университета Макгилла (Монреаль) недавно оказывали помощь человеку, страдавшему от посттравматического синдрома - он оказался в банке во время ограбления и получил удар рукояткой пистолета. После этого он забросил свое хобби (он любил наблюдать за птицами), расстался с романтическим партнером и стал домоседом, боясь лишний раз выйти из дома. С ним провели шесть сеансов, рассказал профессор Брюне. Каждый раз он получал пропранолол и погружался в пугающие воспоминания. К пятому сеансу он вернулся к прежнему образу жизни и признался, что хотя и помнит события в банке, но больше не чувствует страха.

Психолог Элизабет Фелпс из Нью-Йоркского университета и ее соавторы из Техасского университета (Остин) попробовали лечить фобии путем поведенческой терапии. Вначале они внушили 65 подопытным страх перед синим квадратом (каждый раз, когда это изображение появлялось на экране монитора, следовал удар током), а на следующий день провели курс лечения. Контрольной группе просто показывали синий квадрат без удара током, а у других за 10 минут до сеанса воскресили болезненное воспоминание новым ударом тока. В итоге страх перед синим квадратом изгладился лишь у тех, кого "переучили" после "разархивирования" воспоминания.

Корректировка воспоминаний может применяться не только к страшным, но и к приятным страницам нашего прошлого. Это может помочь, отметил профессор Брюне, бывшим курильщикам. Часто они чувствуют себя счастливыми, вспоминая о тех временах, когда курили. Вследствие этого им хочется закурить снова, говорит он. Если удастся испортить эти положительные ощущения, то, говорит он, желание закурить ослабнет.