САНА

Российская дипломатия плотно взялась за осуществление плана мирного урегулирования сирийского конфликта: глава МИД РФ в последние недели провел целый ряд важнейших встреч на высшем уровне, а накануне в Дамаск прибыл замминистра Сергей Рябков. "Он встретился сегодня с Башаром Асадом", - сообщил РИА "Новости" пресс-атташе российского посольства Тимур Печаткин, не раскрывая подробностей.

Президент Сирии сегодня высказал благодарность Москве за поддержку Дамаска, столкнувшегося с угрозой иностранного вторжения и терроризма, передает сирийское государственное агентство SANA.

Однако усилия российских дипломатов по урегулированию конфликта вряд ли способны убедить экспертов, что у Сирии есть шанс на мирное урегулирование. Так, предложение о передаче Дамаском своего химического оружия под международный контроль хоть и уменьшило угрозу военного удара по Сирии, однако в целом не упростило ситуацию, а скорее даже наоборот. И дело не только в том, что многие эксперты не верят готовности Дамаска отказаться от химического оружия, указывая, что Сирия располагает еще и арсеналами биологического. Экстраординарный "танец" вокруг гражданской войны в Сирии становится все более замысловатым, а в результате Запад может проиграть, получив "и позор, и войну", отмечает Inopressa.ru в обзоре зарубежной прессы.

В переговорах о химическом оружии редко, а то и вовсе не упоминается о том, что президент Сирии Башар Асад располагает еще и арсеналом биологического оружия. А ведь этот факт заслуживает даже большего внимания, чем возможность использования отравляющих газов, отмечают эксперт по биологическому оружию Джилл Беллами ван Аалст и сотрудник исследовательского института The Henry Jackson Society Оливье Гитта в статье Le Monde.

Химическое оружие можно количественно оценить, в то время как биологическое оружие - это живые организмы, которым неведомы границы. Установить контроль над запасами отравляющих веществ гораздо проще, чем обнаружить биологические исследования, которые ведутся на военных и гражданских объектах, в сирийских ветеринарных клиниках, в фармацевтической и сельскохозяйственной промышленности и в государственных медицинских учреждениях, указывают Аалст и Гита.

При этом однократное применение биологического оружия как раз представляет для всего мира реальную угрозу: при наличии современного воздушного транспорта, критическим является не площадь поражения, а скорость распространения эпидемии. "Мы можем очень быстро получить международную санитарную катастрофу", - заверили эксперты.

"В свете надвигающихся событий арсенал биологического оружия Асада представляет гораздо большую угрозу, нежели его запасы химического оружия", - подчеркнули Аалст и Гита.

Химоружие Сирии будет уничтожено, только если повстанцы и режим сядут за стол переговоров

В том, что лишение Дамаска арсеналов химического оружия - задача не из легких, не сомневается никто - в том числе и Оке Селлстрем, руководитель экспертов ООН, представивших доклад - документальное подтверждение применения в зоне конфликта отравляющего газа зарин. Выполнение плана уничтожения этих арсеналов зависит от готовности представителей Башара Асада и мятежников к переговорам, рассказал Селлстрем BBC. Отметим, однако, что о необходимости созыва мирной международной конференции по урегулированию сирийского кризиса "Женева-2" говорят как на Западе, так и в Москве - более того, эта конференция планировалась еще прежде того, как Асада обвинили в применении химоружия в Сирии 21 августа.

Тем временем Foreign Policy обращает внимание на важную деталь в вопросе уничтожения химических арсеналов Дамаска - сделать это может лишь Россия.

Западные государства не верят в то, что режим Асада уничтожит арсенал на месте, поэтому предпочитают, чтобы их перевезли на кораблях за границу. США, Британия и Франция обратили взоры на российский завод по уничтожению химического оружия в городе Щучье Курганской области. "Завод построили за десять лет, и на него ушел миллиард долларов, предоставленный США, а также дополнительные средства из Канады, Чехии, ЕС, Италии, Норвегии, Швейцарии, Великобритании, а также из российского бюджета", - отмечает издание, поясняя, почему российское участие в этом вопросе стало ключевым.

Foreign Policy отмечает, что у этого завода достаточные мощности, чтобы справиться с амбициозной задачей химического разоружения Сирии. "На мой взгляд, это абсолютно реалистичная задача. Знаю это по аналогии, как разрабатывалась уникальная российская программа, и российские специалисты здесь являются лучшими", - подтверждает догадки американских журналистов в беседе с РИА "Новости" Сергей Кириенко, возглавлявший в свое время госкомиссию по химическому разоружению России.

Сирийцы не собираются отказываться от химоружия - они тянут время, уверен экс-замдиректора ЦРУ

Однако препоны на пути химического разоружения Сирии может ставить и сам Дамаск. Так, Майкл Морелл, недавно ушедший в отставку с поста замдиректора ЦРУ рассказал Foreign Policy, что не верит в готовность Сирии сдать химарсеналы. "Я думаю, сирийцы выигрывают время. Я не верю, что они всерьез стали бы рассматривать отказ от своего химического оружия", - заявил Морелл.

"Эта отсрочка дала режиму массу времени на то, чтобы выработать довольно обстоятельный план того, как лучше вести себя под угрозой военного удара", - отмечает в свою очередь Валери Шибала, аналитик по Сирии Института военных исследований.

"Большое число сообщений указывает на то, что он перемещает свои химические вооружения", - подчеркивает другой аналитик Института военных исследований и отставной морской офицер Крис Хармер.

В Дамаске уверены, что ООН не примет резолюцию, разрешающую применение силы

Замглавы МИД Сирии Фейсал Микдад не сомневается, что ООН не будет принимать резолюцию против Сирии наоснове главы 7 устава ООН, которая допускает применение силы, сообщает всреду ливанская газета Daily Star.

"Я думаю, это большая ложь, которую используют западные страны. Мыдумаем, что этого никогда не будет. Для этого нет оснований", - заявил Микдад.

Глава российского МИДа Сергей Лавров ранее также заявлял, что резолюция по главе седьмой Устава ООН принята не будет. "Мы должны вести речь не о главе седьмой, или шестой, или еще какой, - указал глава МИД РФ. - Ключевая задача - реализация плана по уничтожению сирийского химического оружия".

Интересные детали из-за кулис переговоров по Сирии

Интересные подробности из-за кулис переговоров мировых держав по Сирии публикует Reuters. Например, как сообщает агентство, некоторые помощники Обамы сказали, что идея сдачи химарсенала обсуждалась Обамой и Путиным в Мексике в 2012 году, а также в Петербурге на саммите G20.

Там во время перерыва Путин подошел к Обаме. "Они отошли в угол, сдвинули вместе стулья и проговорили около 30 минут. Другие лидеры наблюдали со стороны", - рассказывают журналисты. По словам некого высокопоставленного источника в США, беседа "не была желчной", но не дала особых результатов.

Воспроизводя хронологию "экстраординарного танца вокруг гражданской войны в Сирии", который в последние две недели стал еще более изощренным, Reuters отмечает, что 9 сентября госсекретарь США Джон Керри огласил, каким образом Башар Асад мог бы избежать военного удара, оговорившись, что речь идет лишь о "риторическом рассуждении". Спустя несколько часов Керри позвонил Лаврову с борта своего самолета. Российский министр обратил внимание на высказывания Керри и сказал, что Россия готова участвовать в идее со сдачей сирийского химического оружия. Керри еще раз подчеркнул, что сказанное было лишь рассуждением, но пообещал рассмотреть серьезные предложения.

Вскоре российский посол передал в Госдепартамент некий "документ на две страницы с идеями осуществления инициативы", как выразился источник в Госдепартаменте. На тот момент "ни у кого не было полномасштабного плана", подчеркнул источник. Уже 10 сентября Керри предложил Лаврову встречу в Женеве, на которой и был утвержден план химического разоружения Сирии.

Reuters обращает внимание на еще одну любопытную деталь: переговоры Керри и Лаврова не пошли на пользу отношениям Вашингтона и Парижа. В день, когда госсекретарь назначил встречу российскому министру, появился французский проект резолюции Совбеза. Белый дом рассердился, сочтя, что Франция пытается прикинуться движущей силой, отмечает Inopressa.ru в переводе материала Reuters. Со своей стороны, французы сердились, что их не пригласили в Женеву, и опасались, что США смирятся со слабой резолюцией, лишь бы увильнуть от военного удара. Некий европейский дипломат (не французский, подчеркивают авторы) сказал, что Вашингтон может пострадать из-за своих частых метаний в дипломатии. Как выразился этот источник, с Францией "обошлись как с полезным дураком".

Что касается русско-американских отношений, то Москва на встрече в Женеве убедила Вашингтон в серьезности намерения работать над уничтожением химоружия в Сирии, отмечает Reuters.

"Вы хотели мира ценой позора - получите и позор, и войну"

Тем, как развиваются события вокруг Сирии, крайне возмущен писатель и философ Бернар-Анри Леви. В статье на сайте La Règle du Jeu он выражает надежду, что американо-российское соглашение по Сирии и вправду является "шагом вперед". "Но каковы его плоды сегодня!" - восклицает философ.

"Я говорю о Путине, который проявил чудеса изобретательности, заставив мимоходом забыть о его собственных преступлениях в Грузии, Чечне, России, чтобы красоваться в роли миротворца с тем же апломбом, с каким этим летом и не только он строил из себя атлетичного супермена, сражающего китов, тигров и гигантских щук", - разъясняет свою позицию Бернар-Анри Леви.

Не устраивает автора и то, что Башар Асад "превратился из военного преступника, совершившего преступления против человечности (по словам Пан Ги Муна), в незаменимого, если не сказать удобного, собеседника, чье взаимодействие и чувство ответственности, бьюсь об заклад, не преминут удостоить похвалы".

"Я говорю об Америке, с готовностью слабеющей, которую Путин только что позволил себе унизить у нее же дома уроком демократической морали в виде колонки в The New York Times", - добавляет француз.

"История изобретательнее человека, - указывает Леви. - Предположим, что Асад, опьяненный невероятной отсрочкой, устроит очередную "лишнюю бойню", или что трагический счет установит новый рекорд (150 тыс. погибших? 200?) и это внезапно покажется общественному мнению, ведающему ныне вопросами войны и мира, невыносимым, или что инспекции примут неожиданный оборот, сценарий которого мы не осмелимся сформулировать, но который на этот раз обяжет дать ответ и нанести удары. В таком случае мы вспомним, пусть с оговорками, знаменитые и скорбные слова: "Вы хотели мира ценой позора - получите и позор, и войну", - заключает Леви, приводя высказывание Уинстона Черчилля по поводу Мюнхенского соглашения 1938 года.