Reuters

Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков в среду в Дамаске провел переговоры с представителями сирийских властей, а также встретился с членами оппозиционного национального координационного комитета. После этого дипломат дал пресс-конференцию, в ходе которой прокомментировал ряд наиболее актуальных на данный момент вопросов по теме поиска выхода из сирийского кризиса.

"Для меня было большой честью быть принятым президентом Сирийской Арабской Республики Башаром Асадом. Мы продолжили разговор, которые вели с другими представителями сирийских властей, выслушали важные соображения, оценки, предложения от господина президента Все это будет доложено в Москве во всех деталях", - цитирует Рябкова ИТАР-ТАСС.

По его словам, "речь шла, прежде всего, о перспективах полной, без сбоев, реализации договоренностей, достигнутых 12-14 сентября в Женеве, которые задают темп и определяют рамки работы по реализации принципиального решения руководства страны (Сирии) присоединиться к конвенции по запрещению химического оружия". "Второй важный блок касается перспектив урегулирования ситуации через продолжение процесса, получившего название "Женева-2", - отметил замминистра.

- Асад телеканалу Fox: на уничтожение химоружия потребуется год и миллиард долларов
- США убеждены в виновности Асада, но засомневались насчет 7-й главы Устава ООН
- Лавров: у Москвы достаточно оснований, чтобы обвинять повстанцев в провокации с химоружием

Он рассказал также, что российская делегация, находящаяся в Дамаске, получила заверение сирийских властей, что те отправят, как и договорились Сергей Лавров и Джон Керри, в недельный срок все данные о своих арсеналах в Гаагу, передает "Интерфакс".

В этой связи дипломат высказал мнение, что проект резолюции Совбеза ООН должен лишь поддерживать решение организации по запрещению химического оружия - а не запугивать сирийские власти международной военной операцией. По словам Рябкова, российско-американские договоренности от 14 сентября предусматривают, что исполком ОЗХО должен принять решение о мероприятиях о начале реализации договоренностей именно в сфере ликвидации химоружия. "После того настанет момент для принятия в Совбезе ООН резолюции, поддерживающей это решение ОЗХО, и не более того", - сказал замминистра.

Рябков также отметил, что выводы экспертов ООН об обстоятельствах применения химоружия в пригороде Дамаска 21 августа, содержащиеся в опубликованном в понедельник докладе, неточные.

"Эти выводы ограничены по масштабам, и в некоторой степени онинедостаточны. Они также предварительны", - сказал замминистра. Дипломат подчеркнул, что эксперты ООН должны вернуться в Сирию для продолжения своей деятельности, в том числе, на месте предполагаемой химатаки боевиков под Алеппо в марте.

Рябков также сообщил, что Россия внимательно изучит дополнительные материалы, предоставленные сирийским правительством о применении химоружия боевиками. "Пока еще рано делать какие-либо выводы, - отметил он. - Они (документы) должны быть переведены с арабского на русский язык".

Умеренная оппозиция конструктивно относится к "Женеве-2"

После встречи с президентом САР Рябков провел переговоры с представителями сирийского оппозиционного национального координационного комитета. По итогам встречи дипломат сообщил, что Москва получила конструктивный отклик от сирийской оппозиции на предложение принять участие в "Женеве-2".

"Путь к окончательному решению этой и многих других проблем, проблем осажденного Алеппо, проблем курдов на северо-востоке Сирии лежит через политическое урегулирование. Сегодня, встречаясь с представителями сирийской оппозиции и национального фронта "за перемены и освобождение", национального координационного комитета, встреча с которым только что закончилась здесь, в российском посольстве, мы подчеркиваем и получили в этом плане понимание со стороны наших партнеров, не правительства, подчеркиваю, а оппозиционных кругов, что единственный безальтернативный путь вперед - это путь "Женевы-2", - цитирует Рябкова РИА "Новости".

Он добавил, что необходимо быстрее решить вопрос с формированием делегаций и переходить к диалогу. Рябков подтвердил, что правительство Сирии готово направить делегацию без предварительных условий. При этом замглавы МИДа указал на необходимость поддержания такой линии и среди оппозиции Сирии. "Мы такую работу в рамках своих контактов с оппозиционерами продолжим", - заключил дипломат.

В США засомневались насчет 7-й главы Устава ООН

Американские дипломаты тем временем продолжают отстаивать собственную - фактически противоположную российской - позицию. "Мы не видели заслуживающих доверия сообщений о том, что оппозиция использовала химическое оружие в Сирии", - заявила в среду представитель Госдепартамента Мари Харф, комментируя заявления представителя спецкомиссии Совета ООН по правам человека Карлы дель Понте, согласно которой, существует возможность, что оппозиция применяла химоружие.

Комментируя высказывания российских представителей о том, что не следует возлагать вину на сирийские власти без доказательств, Харф уточнила, что у США нет никаких сомнений в применении химоружия Дамаском: "Нет сомнений, что режим применил химоружие, и точка".

При этом США пока не готовы столь же категорично объявить о своей позиции касательно вопроса о включении в проект резолюции Совбеза ссылок на седьмую статью Устава ООН (допускающую применение силы).

Как отмечают журналисты, представитель Госдепартамента Харф во время сегодняшней пресс-конференции отступила от требований, озвученных США в последние дни, и не стала упоминать о 7-й главе. "Мы призываем к наиболее серьезному механизму реализации, который только возможен", - сказала Харф, но отказалась ответить на вопрос, будут ли США настаивать на применении формулировки о возможности силового решения.