AFP

Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер провозгласил в четверг в штате "чрезвычайное финансовое положение". Эта формальная декларация позволит ему теперь без согласования с законодательным собранием сократить расходные статьи калифорнийского бюджета на 150 млн долларов и временно финансировать муниципалитеты из резервных фондов.

Республиканец Шварценеггер, одержавший убедительную победу на октябрьских губернаторских выборах, унаследовал от своего предшественника демократа Грея Дэвиса 12-миллиардный бюджетный дефицит.

"Терминатор" пообещал покончить с неумеренными тратами, но первым его шагом в качестве главы исполнительной власти "Золотого штата" стало сокращение доходов, сообщает РИА "Новости".

Заняв резиденцию в Сакраменто, он отменил крайне непопулярный автомобильный налог, повышенный Дэвисом в 4 раза и приносивший казне Калифорнии 4 млрд долларов в год.

Из этих денег муниципалитеты выплачивали зарплаты своим служащим, в частности, полицейским и пожарным. После отмены автоналога города и округа штата уже успели потерять более 300 млн долларов.

Объявив о бюджетном кризисе, Шварценеггер получил право финансировать муниципалитеты на сумму свыше 2 млрд долларов из резервных фондов и должен в течение полугода согласовать с законодательным собранием, в котором большинство принадлежит демократам, меры по сокращению дефицита.

Никто не сомневается, что жертвой политики затягивания поясов станут социальные программы. Насколько сильно они будут урезаны, станет ясно по итогам референдума, который губернатор и законодатели договорились провести в марте будущего года.

На нем калифорнийцы должны будут решить, размещать ли для временного снятия финансовых проблем штата облигации на сумму 15 млрд долларов, а также стоит ли устанавливать новые лимиты расходных статей бюджета.

По итогам 2003 года бюджетный дефицит Калифорнии составит 12 млрд долларов, а еще через год достигнет 15 млрд. Ее кредитный рейтинг - худший среди американских штатов.

Рост дефицита в основном объясняется резким падением экономических показателей в последние два года и неожиданно высокой стоимостью энергетического кризиса.