Darnegie.org

Бывший министр обороны США Уильям Перри на слушаниях в американском конгрессе в среду заявил, что в России ухудшилось состояние военной системы предупреждения о пусках ядерных ракет и это увеличивает риск "случайной ядерной войны". Перри занимает пост директора проекта превентивной обороны в политологическом Центре международного сотрудничества в сфере безопасности при Стэндфордском университете, сообщает РИА "Новости".

Он отметил, что американские и российские ракеты по-прежнему остаются в режиме запуска по тревоге и это само по себе несет опасность. Но эта опасность, по словам Перри, усугубляется тем, что состояние российской системы предупреждения ухудшилось с момента окончания холодной войны.

- Недоверие между военными двух держав возрастает

Кроме того, бывший глава Пентагона раскритиковал Белый дом за увлечение построением системы ПРО в то время, когда реальной опасностью стала угроза ядерного терроризма, против которого эта система бессильна. "Спустя 20 лет после окончания холодной войны над нашими головами по-прежнему нависает черное ядерное облако", - сказал Перри.

"Центральным элементом стратегии нашего правительства по противодействию ядерному нападению является система ПРО, которую сейчас развертывают на Аляске", - сказал директор проекта превентивной обороны.

"Даже если она будет работать в соответствии со своими техническими характеристиками, это не имеет никакого отношения к угрозе ядерного терроризма, так как террористы не будут использовать баллистическую ракету для того, чтобы доставить свою бомбу - они используют грузовик или грузовое судно", - заявил Перри.

"Очевидно, - добавил эксперт, - мы не сможем бороться с опасностью ядерного терроризма с помощью такой системы".

Напомним, что недавно с критикой в адрес Белого дома за увлечение ПРО выступил возможный кандидат в президенты США от Демократической партии сенатор Барак Обама. Он заявил, что администрация Буша преувеличивала возможности ПРО и призвал не торопиться с развертыванием этой системы в Европе, прежде чем она заработает и будет согласована с союзниками США по НАТО.

Уильям Перри

Уильям Перри был министром обороны США с 1994 по 1997 год. Он - сторонник концепции, так называемой, "множественной силы". Ее суть заключается в следующем: использование высокотехнологичного оружия способно сохранить жизни американских солдат и даст американским вооруженным силам преимущество, даже в том случае, если они воюют с более многочисленным противником.

После ухода с поста министра обороны Перри остался в администрации президента Билла Клинтона, где он занимал различные посты и вел переговоры от имени президента США.

Отметим, что в 1999 году он сыграл ключевую роль в урегулировании внешнеполитических отношений США с Северной Кореей.

Недоверие между военными двух держав возрастает

Стоит отметить, что нынешнее заявление бывшего шефа Пентагона показывает возрастающее недоверие между военными двух держав, что может сказываться на комплексе мер, которые призваны нейтрализовать угрозы, исходящие от состояния взаимного ядерного сдерживания. Этот комплекс мер доверия как раз и включает в себя обеспечение открытости информации основных составляющих цикла управления ядерным оружием.

Возможные "противники" должны видеть состояние ядерных средств и системы управления другой стороны в такой степени, при которой исключалась бы любая, даже чисто теоретическая возможность нанесения внезапного ядерного удара.

Кстати подобный опыт сотрудничества по предупреждению возможных неприятных сюрпризов от систем предупреждения о ракетном нападении уже существовал между Россией и США. В июне 2000 года между странами был подписан Меморандум о договоренности между Россией и США о создании совместного Центра обмена данными от систем раннего предупреждения о пусках ракет. Как раз в это время Уильям Перри, состоявший на различных должностях в администрации президента Клинтона после ухода из Пентагона, и занимался данными вопросами.

Технические возможности уже предусматривают взаимное предоставление Россией и США данных от космических средств системы предупреждения.

Ранее в одностороннем порядке и Россия, и США уже предприняли шаги по переводу ряда компонент резервной системы управления в иной режим готовности. Но эти решения не были скреплены никакими взаимными соглашениями.