Reuters

Недоедание стало серьезной проблемой Северной Кореи в связи с прошлогодней засухой, подорвавшей сельскохозяйственную самодостаточность страны, утверждается в докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН о состоянии продовольственной безопасности в 2015 году.

Доля людей, страдающих от недоедания в 2014-2016 годах, составляет 41,6% по сравнению с 35,5% в 2005-2007 годах, говорится в докладе. Проблема недоедания, в частности, затрагивает женщин и детей в возрасте до пяти лет, отмечается в докладе. Именно недоедание является одной из основных причин смертности и заболеваний матерей и детей.

Более трех четвертей 25-миллионного населения Северной Кореи остаются "необеспеченными продовольствием". 18 миллионов человек нуждаются в той или иной форме гуманитарной помощи, цитирует доклад, составленный агентствами ООН в Пхеньяне, издание Business Standard.

К концу 2015 года два сезона засухи, следовавшие один за другим, серьезно снизили урожайность: производство продукции сельского хозяйства упало на 11% по сравнению с предыдущим годом. Производство также сдерживается нехваткой земель, пригодных для распахивания, деградацией земель в результате интенсивного использования, нехваткой качественных семян, удобрений и пестицидов.

"Страна продолжает страдать от отсутствия продовольственной безопасности и ограниченного доступа к здравоохранению и водоснабжению, санитарии и гигиене, что приводит к хроническому недоеданию и ухудшению состояния здоровья людей", - говорится в докладе.

Северная Корея страдала от голода в 1995-1999 годы (период в истории, который северокорейская пропаганда называет "Трудный поход"), когда, по разным оценкам, умерли от 10 000 до трех миллионов человек. Тогда голод был вызван сокращением международных поставок, неблагоприятными погодными условиями (наводнениями и засухами) и низкими урожаями. Ситуация улучшилась в начале 2000-х годов, благодаря появлению системы рынков и международной помощи (или, по версии северокорейской пропаганды, благодаря тому, что народ сплотился вокруг Ким Чен Ира и "победоносно завершил "Трудный поход").

О признаках хронической нехватки продовольствия в Северной Корее вновь заговорили в 2014 году, когда, по данным ООН, в стране уменьшили дневную норму пищи до 410 граммов в день (для сравнения: американцы за день съедают 2 000 граммов пищи).

В 2013 году ООН была составлена двухлетняя программа стоимостью 200 млн долларов. Она предусматривала обеспечение продовольствием 2,4 млн северокорейских детей и беременных или кормящих женщин. Из-за недостаточного финансирования программа была урезана до 1,63 млн детей, и даже после этого имеющихся средств не хватает.

Сейчас международная продовольственная помощь Северной Корее сокращена из-за санкций, усиленных в начале марта: 17 марта президент США Барак Обама подписал указ о введении новых санкций против КНДР в отношении 17 представителей правительства и организаций, а также банков и торговых судов страны. До этого 2 марта в связи с запуском баллистической ракеты резолюцию о введении санкций принял Совет Безопасности ООН.

15 апреля КНДР попыталась запустить баллистическую ракету средней дальности "Мусудан", которая до сих пор еще ни разу не испытывалась, за что Совбез ООН пригрозил очередными санкциями, хотя запуск прошел неудачно.

Корейские правозащитники: давление ООН на Ким Чен Ына не помогает

В докладе корейской правозащитной организации Центр прав человека в Северной Корее говорится, что, несмотря на усилия ООН, в течение двух лет оказывающей давление на Ким Чен Ына, систематические нарушения прав человека продолжаются. Доклад основывается на интервью с тысячами северокорейских беженцев, которые живут сейчас в Южной Корее.

Более 50 000 случаев нарушения прав человека - цифра не поддающаяся проверке и, возможно, завышенная, поскольку она включает в себя не только те случаи, которые свидетели сами пережили, но и те, о которых только слышали от других, отмечает сайт Voice of America. Тем не менее она свидетельствует о том, что ситуация не улучшилась с 2014 года, когда ООН опубликовала отчет о сети политических тюрем и лагерей и системы преследований, сравнимой с тем, что делали нацисты во время Второй мировой войны.

Отметим, что в начале апреля стало известно о тринадцати гражданах Северной Кореи, работавших в одном из зарубежных национальных ресторанов, которые приняли решение убежать в Южную Корею, узнав из телевизионных сериалов о лучшей жизни. Отчеты Министерства объединения Южной Кореи (ведомство, занимающееся деятельностью, направленной на воссоединение Кореи) о перебежчиках публикуются нечасто: в этот раз решение сделать информацию публичной было принято из-за небывалых масштабов происшествия.