Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) огласил в понедельник заключительное решение по жалобам родственников польских военных, расстрелянных в 1940 году под Катынью в Смоленской области сотудниками советского НКВД. Суд пришел к следующим выводам. Россия нарушила обязательства при рассмотрении "катынского дела", однако не нарушила права заявителей по нему. Кроме того, в Страсбурге отказались оценить эффективность расследования, проведенного российской стороной, сославшись на то, что Москва присоединилась в Европейской конвенции по правам человека спустя восемь лет после начала расследования - в 1998 году, передает РИА "Новости".
Большая палата ЕСПЧ признала нарушение Россией статьи 38 Конвенции, поскольку, по мнению судей, страна не в полной мере сотрудничала со Страсбургом, отказавшись передать копию постановления о прекращении расследования "катынского дела". Оно длилось почти 14 лет и было закрыто Главной военной прокуратурой РФ в сентябре 2004 года. Так как постановление о прекращении расследования было засекречено, истцы не получили возможности ознакомиться с документом.
Вместе с тем Россия предоставила заявителям по "катынскому делу" информацию о судьбе их родственников, так что нарушения статьи 3 Конвенции, запрещающей бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, с ее стороны не было, постановил Европейский суд большинством голосов.
Как напоминает ИТАР-ТАСС, в прошлом году одна из палат суда признала за властями РФ факт нарушения этой статьи в отношении 10 заявителей, родившихся до 1940 года. Тогда судьи пришли к выводу, что массовый расстрел польских военнопленных в СССР являлся военнымпреступлением, и что истцам не было предоставлено достаточно информациио судьбе их родственников.
Кроме того, в понедельник Большая палата объявила, что ЕСПЧ не имеет компетенции определять, была ли в "катынском деле" нарушена статья 2 Конвенции, защищающая право на жизнь. Суд согласился с аргументацией российской стороны, что у него нет полномочий для оценки, потому что расследование касается событий 1940 года, когда не существовало не только самого ЕСПЧ, но и Конвенции по правам человека.
Также в Страсбурге решили, что не могут дать оценку качеству российского расследования "катынского дела", проведенного в 1990-2004 годах, поскольку РФ присоединилась к Конвенции только через восемь лет после его начала.
Термин "катынское преступление" является собирательным: он означает расстрел в апреле-мае 1940 года почти 22 тысяч польских граждан, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР. Название произошло от небольшого поселка Катынь, расположенного в 14 километрах к западу от Смоленска, в районе железнодорожной станции Гнёздово, вблизи которого впервые были обнаружены массовые захоронения военнопленных.
Советский Союз в течение десятилетий не признавал факта расстрелов. Трагические события тех лет долгое время осложняли отношения между Москвой и Варшавой.
В 1992 году польской стороне были переданы документы, свидетельствующие, что расстрелы производились в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года. Согласно выписке из протокола заседания Политбюро ЦК, к расстрелу было приговорено более 14 тысяч находившихся в лагерях и 11 тысяч заключенных в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии польских офицеров, полицейских, чиновников, помещиков, фабрикантов и других "контрреволюционных элементов".
4 июня 1995 года в Катынском бору на месте расстрелов польских офицеров был установлен памятный знак.
В рамках расследования, которое велось почти 14 лет, были установлены и допрошены более 900 свидетелей, проведены свыше 18 экспертиз, в ходе которых исследованы тысячи объектов. Эксгумировано более 200 тел. В процессе следствия были допрошены все люди, которые работали тогда в государственных органах.
О результатах расследования был уведомлен директор Института национальной памяти - замгенпрокурора Польши доктор Леон Керес. Всего в деле 183 тома, из которых 116 содержат сведения, составляющие государственную тайну.
21 сентября 2004 года Главная военная прокуратура России окончательно закрыла уголовное расследование "катынского дела", засекретив постановление об этом. В марте 2005 года cейм Польши потребовал от России признать геноцидом массовые расстрелы польских граждан. После этого родственники погибших при поддержке общества "Мемориал" включились в борьбу за признание расстрелянных жертвами политических репрессий.
Иски в Европейский суд по правам человека начали поступать из Польши с 2007 года.
В 2010 году российские власти впервые обнародовали копии секретных документов по Катыни, а также передали Польше материалы уголовного дела. Ранее Польше никогда не передавались сами материалы - только архивные данные. Работа по рассекречиванию и передаче документов продолжилась в последующие годы. (По справочным материалам РИА "Новости").