Президент Израиля Моше Кацав принял решение временно сложить с себя полномочия в связи с обвинениями в изнасилованиях, которые должны быть предъявлены ему в ближайшее время, сообщает Reuters. О своем решении израильский лидер информировал в среду кнессет.
Таким образом Кацав решил пока не торопиться с отставкой, на чем настаивают его оппоненты. В письменном обращении к спикеру Далии Ицик президент просит парламент объявить его временно неспособным исполнять обязанности главы государства. Для этого, как отмечает NEWSru Israel, требуется соответствующее решение комиссии по делам кнессета.
Официально свою позицию Моше Кацав пояснил в среду вечером на пресс-конференции в Иерусалиме. По его словам, он готов уйти в отставку в случае официального предъявления обвинений в изнасиловании. Глава израильского государства назвал их беспрецедентным нападением, направленным против него и его семьи.
- О чем заявил Кацав
- Равины: президента кто-то сглазил
Рассмотрение просьбы Моше Кацава о временном сложении с себя полномочий состоится в ходе заседания комиссии по внутренним делам кнессета в четверг, сообщает "Интерфакс". При этом возможно, что члены комиссии могут отказать президенту в удовлетворении этой просьбы, так как ряд членов правительства и парламентариев призвали его уйти в отставку.
Формально срок президентских полномочий Кацава заканчивается в середине лета 2007 года. Согласно израильским законам президент имеет право сообщить о сложении полномочий сроком на три месяца, отмечает Mignews. На этот период его полномочия переходят к председателю парламента в полном объеме (в данном случае Далии Ицик), включая право помилования. В законе, в частности, говорится, что "президенту страны позволительно сообщить кнессету о том, что он временно не может исполнять свои обязанности. Так, например, в случае уголовного расследования против него президент может оставить свой пост вплоть до окончания следственных мероприятий".
Ранее в среду депутаты кнессета от левой партии "Мерец" инициировали начало процедуры импичмента Кацава, для чего были собраны 27 подписей при необходимых 20, сообщает NEWSru Israel. Требование об отставке Кацава поддержали министр юстиции Ципи Ливни, министр внутренней безопасности Ави Дихтер, а также глава израильского правительства Эхуд Ольмерт, по его мнению, резидент Израиля не может далее занимать пост из-за готовящихся против него обвинений.
Процедура отставки президента в Израиле достаточно сложная. Сначала необходимо собрать подписи не менее 20 депутатов, затем комиссия по делам кнессета должна провести предварительное слушание с участием главы государства, на котором 19 из 25 членов комиссии должны высказаться за вынесение вопроса об отставке на всеобщее голосование парламента. Для вынесения импичмента нужно, чтобы его поддержали более трех четвертей депутатов, то есть более 90 парламентариев из 120. В этом случае его место временно займет председатель кнессета Далья Ицик.
Решение выдвинуть в адрес президента страны обвинение в изнасиловании юридический советник правительства Израиля Менахем Мазуз принял в минувший вторник. Оно основано на исковых заявлениях в суд, поданных несколькими женщинами, с которыми Кацав работал со времени, когда занимал пост министра туризма.
Согласно официальному заявлению министерства юстиции Израиля, президент Кацав обвиняется в преступных действиях в отношении четырех женщин. Наиболее серьезное обвинение - в изнасиловании - касается его отношений с женщиной, работавшей в министерстве туризма, когда Моше Кацав возглавлял это ведомство. Другая потерпевшая работала в канцелярии президента его личным секретарем. Она первой выдвинула обвинения против Моше Кацава - в непристойных поступках, отягощенных использованием служебного положения, и сексуальных домогательствах. Такие же обвинения предъявлены президенту по эпизодам с еще двумя сотрудницами канцелярии президента. Кроме того, ему инкриминируются незаконное использование госсредств и попытка помешать ходу следствия.
Следствие против президента Израиля началось 11 июля, после того как Моше Кацав поведал юридическому советнику правительства, что бывшая сотрудница его шантажирует, грозя выступить против него с громкими обвинениями. После этого Менахем Мазуз решил начать расследование. Его итогом стало то, что кроме обвинений со стороны первой истицы в полицию поступили жалобы еще как минимум семи женщин, обвинявших президента в сексуальных домогательствах. Полиция завершила следствие 15 октября, и материалы были переданы на рассмотрение прокуратуры. Выдвижение обвинительного заключения задержалось из-за разногласий внутри прокуратуры. Ряд высокопоставленных сотрудников минюста выступали за сокращение пунктов обвинения из-за недостаточной доказательной базы, в то время как сам генпрокурор Эран Шиндар настаивал на всех пунктах обвинения, в том числе и по статье "Изнасилование".
Так как по закону президент пользуется неприкосновенностью, продолжение следствия требует ряда сложных юридических процедур. Следующий шаг - слушания в аппарате юридического советника, на которых Моше Кацав изложит свою версию событий. Только после этого Менахем Мазуз может официально предъявить ему обвинения. Впрочем, как отмечает "Коммерсант", по мнению наблюдателей, предстоящие слушания - это чистая формальность: фактически решение уже принято.
Президент Израиля Моше Кацав заявил сегодня, что он невиновен и на данном этапе в отставку не уйдет. В своей эмоциональной речи, длившейся около часа, он обвинил израильские СМИ в целенаправленной травле, полицию - в этических и процессуальных нарушениях, а элиту государства - в том, что она не простила "парню из низов" того, что он сумел пробиться на самый верх в государственной иерархии.
В случае официального выдвижения обвинений в изнасиловании президент Кацав готов уйти в отставку. "Для меня будет просто уйти, я устал от преследований", - заявил он в среду на пресс-конференции в Иерусалиме, отметив при этом, что закон не требует от него отставки.
Обвинения в изнасиловании глава израильского государства назвал беспрецедентным нападением, направленным против него и его семьи. "Это может случиться с каждым гражданином Израиля, я пережил этот момент только потому, что правда на моей стороне", - заявил глава израильского государства.
Кацав обвинил израильскую прессу в том, что она преследует его по политическим мотивам, не смирившись с его избранием шесть лет назад.Тогда Кацав одержал победу на выборах над кандидатом от партии "Авода"Шимоном Пересом, проигрышем которого израильская пресса была крайне расстроена.
По словам Кацава, "пресса, представляющая интересы элиты, считала и считает меня чужаком". "Меня облили грязью и ложью, и эту ложь повторяют сегодня в каждом израильском доме. У прессы, которая поливает меня грязью, нет ни единого доказательства моей вины", - заявил президент.
Кацав вновь отметил, что обвинения против него не имеют ничего общего с действительностью: "Я никогда не наносил никакого вреда никому - ни женщине, ни мужчине". "Когда выяснится правда, граждане Израиля будут в шоке", - заявил Кацав.
Президент подчеркнул, что стал жертвой навета с целью элементарной мести со стороны лиц, которым он в свое время отказал в приеме на работу. По его словам, женщины, которые обвинили его в сексуальных домогательствах, просили вновь взять их на работу в канцелярию. Ни одна из них, по его словам, не подала жалобу в полицию, полицейские сами пришли к ним и потребовали показаний, приводит слова президента NEWSru Israel.
"Полиция поставила своей целью обвинить меня. То что происходит сегодня, я могу назвать лишь судом Линча, проведенным средствами массовой информации", - заявил Кацав. "У журналистов нет ни одной улики, но они уже осудили и казнили меня", - сказал президент. При этом он выразил уверенность в том, что его судьба "была предрешена еще до встречи с генеральным прокурором Израиля" Менахемом Мазузом, который должен объяснить суть выдвигаемых обвинений.
Президент также напомнил, что ранее обратился к юридическому советнику правительства Менахему Мазузу с жалобой на шантаж и предоставил в его распоряжение все, имеющиеся у него документы. За полгода следствия Мазуз, по словам президента, ни разу не поделился информацией о следствии, как того требует закон - в то время, как пресса и законодатели этот закон регулярно нарушали.