TVN24

Польские СМИ выяснили новые подробности того, что происходило в военном аэропорту перед вылетом 10 апреля 2010 года президентского борта Ту-154 из Варшавы в Смоленск. Как сообщает в пятницу польский телеканал TVN24, камера наблюдения в аэропорту запечатлела ссору между командиром экипажа Аркадиушем Протасюком и командующим ВВС Польши Анджеем Бласиком. О том, что Протасюк и генерал Бласик за несколько часов до падения самолета разговаривали на повышенных тонах, рассказывают и некоторые свидетели.

По словам очевидцев, речь в разговоре командира экипажа и главы ВВС шла о вылете в Смоленск. По информации польского телеканала, Протасюк не хотел лететь в Смоленск, так как у него не было точных данных о погодных условиях. По всей видимости, Протасюк был настолько возбужден перепалкой, что даже не вышел приветствовать к трапу самолета президента Леха Качиньского, как это положено по протоколу. Вместо командира экипажа это сделал глава ВВС Польши.

Как стало известно РИА "Новости", полученная информация в настоящее время изучается польской комиссией по выяснению обстоятельств авиакатастрофы, которую возглавляет глава МВД Польши Ежи Миллер. Прокуратура Польши подтвердила, что также изучает эту информацию. Как заявил представитель военной прокуратуры Збигнев Жепа, по этому вопросу были допрошены свидетели.

Ту-154 Леха Качиньского разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. При посадке самолет зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. Погибли 96 человек, в том числе сам президент и его супруга, представители руководства страны. Представительная делегация направлялась в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях на месте массового захоронения польских офицеров в 40-е годы прошлого века.

Напомним, в ноябре прошлого года на этапе расследования трагедии о постоянных ссорах Бласика с пилотами президентского самолета говорили родственники погибших в катастрофе под Смоленском. Как следовало из воспоминаний вдов и сослуживцев погибших членов экипажа, генерал и до трагедии вел себя вызывающе: скандалил с пилотами президентского самолета и часто садился за штурвал во время полетов, приказывая подчиненным покинуть кресло.

Как заявили тогда родные погибших членов экипажа, по их мнению, присутствие Бласика 10 апреля в кабине Ту-154 не могло не сказаться негативно на психологическом состоянии пилотов и принятии ими важных решений по управлению самолетом. Как рассказывала вдова командира экипажа Аркадиуша Протасюка, Магдалена Протасюк, по словам мужа, у генерала был тяжелый характер, он не терпел никаких пререканий и обсуждения своих приказов.

Вдова техника Анджея Михаляка, Малгожата Михаляк, сообщала, что недовольство военнослужащих спецполка транспортной авиации вызывали и учения на выживание, которые приказывал проводить Бласик. Пилоты вынуждены были совершать утомительные марш-броски с тяжелыми рюкзаками по горам. По отзывам других свидетелей, Бласик часто приказывал освободить место пилота и сам садился за штурвал самолета.

Международный авиационный комитет (МАК) 12 января обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Эксперты МАК пришли к выводу, что главной причиной падения самолета стал человеческий фактор - ошибки экипажа и давление на него со стороны высокопоставленных пассажиров. Комиссия МАК установила, что на действия экипажа мог повлиять находившийся в кабине главком ВВС Польши Анджей Бласик. Проведенная экспертиза показала, что Бласик был пьян в момент падения самолета. В его организме обнаружили этиловый спирт в концентрации 0,6 промилле.

Как посчитали в МАК, Бласик, имея всю информацию о крайне опасной ситуации, в которой совершалась посадка, не сделал ничего, чтобы помешать ее развитию. Как считают эксперты, Бласик, имея серьезную летную подготовку, не мог не понимать, что попытка приземления Ту-154 в сложных погодных условиях противоречит правилам безопасности и может привести к трагедии. Однако в расшифровках записей разговоров в кабине не было обнаружено ни одного указания пилотам со стороны главкома прекратить опасный маневр.

Польская общественность была возмущена выводами комиссии МАК. Варшава обвинила российскую сторону в том, что она уделила недостаточно внимания действиям смоленских диспетчеров и технической готовности аэродрома.

Вдова Анджея Бласика в январе заявила, что не верит экспертам МАК - по мнению Евы Бласик, ее муж в момент катастрофы не мог быть пьяным и оказывать давление на пилотов. Как заявляла Ева Бласик, доклад МАК - это позорная попытка очернить память генерала. В середине февраля она потребовала, чтобы МАК снял со своего сайта "чувствительные" подробности о ее супруге – в частности, данные экспертизы исследования останков. Адвокат Евы Бласик Бартош Ковнацки заявил, что, обнародовав такие данные, МАК нарушил Чикагскую конвенцию о гражданской авиации. 18 февраля МАК согласился убрать со своего официального сайта информацию о наличии алкоголя в крови Анджея Бласика.