Reuters

Разразившийся в Грузии скандал с фоторепортерами, обвиненными в шпионаже на Россию, на самом деле никакого отношения к Москве не имеет. Этих людей грузинские власти наказали за другое "серьезное преступление" - публикацию снимков жестокого разгона оппозиционного митинга в Тбилиси в ночь на 26 мая. Такую версию излагает в понедельник "Коммерсант", ссылаясь на данные своих "многочисленных источников".

В ее пользу прежде всего говорит тот факт, что четверо задержанных фотографов отделались условными сроками. Это явно слишком мягкий вердикт для лиц, которые, как утверждалось, были уличены и признались в передаче секретной информации иностранным спецслужбам.

Предположение о том, что настоящей причиной задержания стали именно неугодные властям в Тбилиси снимки, впервые озвучил один из схваченных фоторепортеров Георгий Абдаладзе. В открытом письме президенту Михаилу Саакашвили он заявил, что не видит никаких других причин, кроме появления сделанных ими шокирующих кадров в ведущих мировых СМИ.

В обращении он указал, что лучшие снимки сделал личный фотограф Саакашвили Ираклий Геденидзе, который пришел на место разгона вместе со спецназом и имел все условия для съемки, поскольку полицейские, зная, кто он такой, не мешали ему. В то же самое время остальных репортеров спецназ избивал и отбирал у них камеры.

На одном из снимков Геденидзе, как сообщал Абаладзе, запечатлен "убитый спецназовцами человек". Это фото "личник" Саакашвили продал еще одному фигуранту скандала - репортеру европейского агентства EPA Зурабу Курцикидзе, который его и распространил по мировым СМИ, сообщил автор письма. Он выразил уверенность, что именно эти снимки и стали причиной задержания и обвинения в шпионаже.

"Коммерсант" поясняет: "личник" Саакашвили получил эксклюзивную возможность съемки разгона митинга не просто так. Естественно ему было поставлено условие, что фотографии будут предоставлены только для внутреннего пользования и никоим образом не должны попасть в мировые СМИ. Однако фотограф все же продал снимки своим коллегам, тем самым нарушив это условие.

Снимки Геденидзе, не подлежавшие публикации, по идее относились к секретной информации, поэтому их распространение власти расценили не только как нарушение корпоративной этики, но и как уголовное преступление, отметил грузинский независимый политолог Малхаз Чачава. Саакашвили, относившийся к своему фотографу как к другу и "преданный" им, должен был наказать его. Однако правоохранительные органы Грузии переусердствовали, обвинив их в шпионаже, а потом уже не могли отказаться от этого, заключил эксперт.

Опираясь на свои источники, газета объясняет, что процессуальное решение об условном наказании без рассмотрения дела по существу в итоге удовлетворило обе стороны. Власти не хотели сажать фоторепортеров в тюрьму, довольствуясь тем, что Геденидзе с коллегами были опозорены и лишились работы. А сами фигуранты осознали, что по обвинениям в шпионаже могли бы попасть за решетку на 12 лет.

Дополнительным преимуществом такого исхода дела для властей Грузии стало то, что процессуальное соглашение предполагает полный отказ от публичных заявлений и общения с прессой. Так что Георгий Геденидзе теперь не сможет, к примеру, созвать пресс-конференцию, чтобы заявить о том, что "президент мстит ему за правду". Ведь именно так он мог бы поступить, если бы его просто выгнали с работы, подчеркивает "Коммерсант".

Скандал с фотографами-шпионами

В ночь на 7 июля департамент контрразведки МВД Грузии задержал в Тбилиси четверых фоторепортеров - "личника" президента Ираклия Геденидзе, его жену Натию, сотрудника вропейского фотоагентства EPA Зураба Курцикидзе, а также Георгия Абдаладзе, который работал в издании "Алиа Холдинг", сотрудничал по контракту с МИДом Грузии и был стрингером Associated Press.

Спустя два дня им были предъявлены обвинения в шпионаже, а в грузинском МВД пояснили, что задержанные работали на Россию. МИД в Москве назвал происходящее "антироссийской паранойей", а фигурантов скандала - "жертвами произвола тбилисских властей".

Однако вскоре один за другим задержанные стали давать признательные показания. Дольше всех предъявленные обвинения отвергал Георгий Абдаладзе, а его адвокат настаивала, что признался он под давлением. При этом в качестве центральной фигуры по данному делу следствие назвало Зураба Курцикидзе, якобы связанного с сотрудниками ГРУ. Именно ему, по версии МВД, коллеги за деньги передавали материалы с секретной информацией.

Скандал завершился в минувшую пятницу, 22 июля, когда Тбилисский городской суд признал задержанных виновными и назначил им условное наказание. Геденидзе и Абаладзе получили четыре года, Курцикидзе - три года, а жена Геденидзе Натия - полтора года условного срока.

Прокуроры заявили, что фотографы в присутствии адвокатов "дали следствию информацию, которая представляет особую важность для безопасности Грузии". Они признали свою вину и рассказали "о секретных сотрудниках спецслужб РФ в Грузии, о людях, находящихся с ними на связи, а также о конкретных планах и задачах, намеченных этими службами, и о существующих методах и практике получения и передачи добытой информации".