Bellingcat, The Insider, Dossier Center и Spiegel провели совместное расследование, получив "убедительные свидетельства" того, что подозреваемый в убийстве Зелимхана Хангошвили, известный как "Вадим Соколов", ездил в Берлин под чужим именем "при активной поддержке российского государства". Об этом сообщает DW.
Авторы расследования отмечают, что личность предполагаемого преступника еще выясняется. При этом в Spiegel приводится фотокопия анкеты "Вадима Соколова", который, будучи 49-летним человеком, получил российский индивидуальный номер налогоплательщика только в июле 2019 года. А по адресу, по которому якобы проживает "Соколов", человека с таким именем никто не знает. Помимо этого, авторы доклада утверждают, что телефон места работы "Соколова" - ЗАО "Руст", упоминающееся в пакете документов для получения шенгенской визы, полностью совпадает с номером компании, которая принадлежит министерству обороны РФ.
В докладе отвергается гипотеза, что "Соколов" и бывший майор полиции Владимир Степанов, отбывающий 24-летний срок в России, - одно и то же лицо: источники сообщают, что по данным на середину сентября 2019 года Степанов все еще отбывает срок. Сообщается, что подозреваемый в преступлении выехал из Москвы в Париж, а затем в Варшаву, где на протяжении пяти дней снимал комнату в гостинице. За это время он съездил в Берлин, что указывает на его намерение вернуться в Варшаву после берлинской операции.
Зелимхан Хангошвили был застрелен в парке Малый Тиргартен в самом центре Берлина 23 августа. В России власти объявили его в розыск по обвинению в терроризме. В Германии чеченец искал убежища после нескольких совершенных на него покушений.Предполагаемого убийцу удалось поймать в тот же день благодаря свидетельским показаниям. По данным СМИ, он оказался обладателем действующего российского паспорта. Журналистам удалось узнать подробности о нем благодаря прошению о получении шенгенской визы, копию которого им передал неназванный источник. В заявке на визу вероятный преступник назвал себя Вадимом Андреевичем Соколовым, родившимся в Иркутске в августе 1970 года.
Паспорт, который предъявил "Соколов", ему выдали всего лишь за 11 дней до заполнения заявки на визу. Такого человека нет в списке зарегистрированных жителей в Альпийском переулке. Человека, чье имя, место и дата рождения соответствовали бы данным, указанным в паспорте и визовой заявке "Вадима Соколова", нет ни в одной из доступных баз данных российских граждан, имеющихся в распоряжении расследователей. Тем не менее податель прошения получил в консульстве Франции в Москве многократную шенгенскую визу буквально на следующий день после подачи заявки.