Reuters

Итогом заседания глав МИДов стран-участниц Совета ЕС, затянувшегося в понедельник почти до ночи, стало принятие "контрпродуктивного", как заявили ранее в России, решения. Не сумев договориться об условиях продления эмбарго на поставки вооружений в Сирию, европейские страны фактически отменили запрет. Немедленно начинать поставки вооружения сирийской оппозиции - о правительственных войсках речи, конечно, не идет - Европа не будет. Впрочем, ждать противникам Башара Асада едва ли придется долго.

Разнообразные рестриктивные меры, принятые ранее в отношении Сирии, как то: визовые, торговые, экономические санкции - Евросоюз решил сохранить еще как минимум на 12 месяцев. Единственным исключением стало эмбарго на поставки оружия. Срок его действия истекает 1 июня, и так как в ходе министерской встречи страны не сумели договориться о продлении запрета, уже через три дня каждая из 27 стран-участниц ЕС сможет самостоятельно для себя решать вопрос о поставке оружия, передает Reuters.

Очевидно, что организация поставок вооружения в Сирию со стороны европейских стран может осуществляться только в интересах оппозиции. Впрочем, в документе, принятом по результатам заседания, этот момент оговаривается отдельно. Так, в итоговом заявлении Совета ЕС прописаны три основных принципа, на основании которых государства сообщества договорились принимать свои будущие решения о поставках оружия в Сирию.

Поставлять оружие "хорошим", и следить, чтобы не попало к "плохим парням"

Во-первых, любая "продажа, поставки или передача оружия и военной техники, а также средств, которые могут быть использованы для внутренних репрессий, может осуществляться только в интересах Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии и только в целях защиты гражданского населения". Во-вторых, страны ЕС обязуются "принимать адекватные меры предосторожности" особенно в отношении "конечных получателей военных поставок". В-третьих, выдача лицензий на поставки оружия в Сирию должна осуществляться только на основании изучения каждого отдельного случая.

Проще говоря, если давать европейское оружие сирийцам, то только "хорошим", демократически настроенным боевикам, и при этом следить, чтобы они этим оружием не делились и не торговали с террористами, отмечает ИТАР-ТАСС.

Вероятно, пионерами в поставках оружия станут Франция и Великобритания. Так, глава британского МИДа Уильям Хейг уже заявил, что доволен результатами заседания Совета ЕС и что принятые на нем решения - точнее, не принятое решение по продлению эмбарго - это тот результат, которого в королевстве ждали, передает BBC.

Подобные заявления звучат на фоне комментариев из Москвы, где ранее опровергли информацию о якобы произошедшем пересмотре планов по поставке правительственным войскам Сирии зенитно-ракетных комплексов С-300, в настоящее время демонстрирующих свои способности в ходе проверки боеготовности Войск ВКО.

Поставки могут начаться с августа

Стоит отметить, что в итоговом заявлении Совета ЕС есть и такой интересный пункт: страны обязуются не начинать поставки оружия "на этом этапе". Однако продолжительность "этого этапа" в документе не отмечена. Фактически договоренность будет действовать до 1 августа, считает Reuters: к этому моменту Совет ЕС пообещал предпринять еще одну попытку договориться по оружейному эмбарго. К тому же в документе упоминается "российско-американская инициатива" - возвращаться к обсуждению темы эмбарго Совет ЕС намерен только после международной конференции по Сирии.

Но прямой увязки, что данное "под честное слово" обещание "пока не торговать оружием" должно продлится именно до 1 августа в тексте нет, как нет и гарантий, что после 1 августа удастся найти решение, которое не было принято в понедельник, отмечает ИТАР-ТАСС.

Фактически четкий юридический механизм запрета поставок оружия в зону конфликта сменился аморфной и неконкретной декларацией об "отсутствии намерений", нарушить которую при желании несопоставимо проще, считает агентство. На практике это гораздо больше похоже на попытку потянуть время и посмотреть, как будут развиваться события в Сирии, полагает ИТАР-ТАСС.