Минздравсоцразвития РФ по распоряжению главы ведомства Татьяны Голиковой направляет российских врачей в Турцию для того, чтобы они могли оценить состояние россиянки Виктории Николаевой, пострадавшей от алкогольного отравления, передает ИТАР-ТАСС. На прошлой неделе турецкие медики зарегистрировали у девушки смерть мозга.
Турецкие врачи объясняют, что россиянка фактически мертва - ее мозг не работает, а сердце бьется только благодаря специальной медицинской аппаратуре. При этом некоторые эксперты считают, что мизерные шансы снова прийти в себя у 23-летней ярославской студентки по-прежнему есть. В любом случае, отключать ее от аппаратуры запрещают турецкие законы.
Турчанка хочет забрать лицо обреченной туристки
Тем временем в трагической истории российской туристки произошел крайне драматичный поворот. 49-летняя турчанка Сезгин Эрген, которая лежит с Викторией Николаевой в одной больнице, захотела купить лицо россиянки и пересадить себе - много лет назад женщина была изуродована в результате неудачной попытки самоубийства, и ей очень нужен донор.
Жуткую историю Эрген с мельчайшими подробностями рассказали турецкие СМИ. В марте 1993 года из-за постоянных размолвок с мужем Сезгин пыталась свести счеты с жизнью: взяв ружье, она выстрелила себе в подбородок. Женщина выжила. Операция по спасению ее жизни длилась 9 часов. А за 18 лет, прошедших после неудачной попытки суицида, Сезген сделали 56 операций. Но и после этого она ходит в медицинский маске, чтобы никто не смог увидеть ее обезображенное лицо, пишет "Комсомольская правда".
Весной она решилась записать видеообращение, в котором просит родственников возможных доноров отдать ей лицо погибших. "У меня большая проблема, я прячусь от близких. Очень прошу: помогите!" - умоляла женщина. Но время шло, а доноров все не было.
И вот, находясь в больнице, Сезген от медиков узнала, что там же лежит обреченная русская девушка. Через некоторое время турчанка лично встретилась с матерью россиянки, приехавшей в Турцию, и попросила отдать ей лицо дочери. "Да, она обращалась конкретно к маме Вики, - подтвердила Анна Селуянова, троюродная сестра Виктории. - Турчанка очень просила лицо Вики и говорила, что ради этого готова на многое".
"Знаю, вам нелегко. Она - часть вас и вашей души. Но проявите сострадание, взгляните на меня! Мне так хочется поверить в жизнь! Лицо вашей дочери - моя единственная надежда", - призналась Сезгин родителям Виктории, сообщает Life News.
Однако Людмила Николаева ответила отказом. Она по-прежнему верит, что дочь придет в себя. "Мы разговаривали с российскими врачами, - отметила Селуянова. - Мама Вики уверена, что шанс есть. Ведь Вика реагирует на щекотку. Шевелит пальчиками, ножки сгибаются. Нам наши медики объяснили, что если есть реакция, значит, жив спинной мозг. А значит – и головной. Организм борется!"
Впрочем, даже при самом плохом исходе Людмила Николаева ни за что не отдаст лицо Виктории турецкой женщине, отмечает троюродная сестра пострадавшей.
Некоторые врачи клиники недоумевают из-за решения Людмилы и указывают, что пожертвование органов нуждающимся в Турции - частая процедура. "Это распространенная практика. Очень многие родственники пациентов, находящихся на грани жизни и смерти, в праве отдать органы больного, если это поможет спасти жизнь другого человека, - рассказал Life News турецкий хирург. - Врачи зафиксировали смерть мозга Вики уже давно, в принципе надежд на ее выздоровление практически нет".
Шансов на компенсацию почти нет
Массовое отравление россиян некачественным алкоголем с содержанием метанола произошло в ночь на 27 мая в городе Бодрум во время яхт-тура, организованного для группы турагентов и туристов. Всего в больницы поступил или обратился 21 россиянин. Четыре человека скончались - Мария Шаляпина, Айгуль Заляева и Александр Жучков умерли в турецких больницах, Марина Шевелева - в московской клинике.
Накануне лидер ЛДПР Владимир Жириновский выступил с предложением запретить россиянам ездить в Турцию.
Как рассказал телеканалу "Вести" адвокат из Анталии Харун Озал, только сейчас осознавшие свои должностные обязанности руководители Министерства земледелия и сельского хозяйства и Служба по регулированию рынка табачной и алкогольной продукции Турции взялись за контроль.
По словам Харуна Озала, после ЧП с отравлением россиян поддельным алкоголем в Министерстве туризма Турции были проведены собрания на высшем уровне, разработаны новые правовые регулирующие положения и принято решение проводить действенный повсеместный контроль за алкогольной продукцией.
По данным местной газеты Hurriyet, в Турции намерены ужесточить надзор за маркировкой алкогольной продукции; Министерство продовольствия будет чаще проводить контроль содержимого бутылок со спиртными напитками; Служба по регулированию алкогольной и табачной продукции не будет выдавать лицензии и разрешения производителям, имеющим юридические нарушения, а при выдаче разрешения на реализацию алкоголя будет проводиться тщательная проверка; импортные спиртные напитки будут проверяться в лабораториях, которые построят при таможнях и только после этого будет дано разрешение на их ввоз в страну.
По словам адвоката, в отношении виновных в происшествии было начато уголовное преследование. Им инкриминируется причинение смерти по неосторожности. Уголовное наказание по этой статье предусматривает лишение свободы от двух до пятнадцати лет.
Как отметил Харун Озал, несмотря на то, что в России тоже расследуется дело и утверждается, что лица, причинившие смерть российским гражданам, должны быть выданы в Россию, в рамках турецкого законодательства это невозможно.
Как подчеркнул адвокат, алкогольная кома и алкогольное отравление не являются страховыми случаями, поэтому шанс получить реальную компенсацию от турецкой стороны крайне мал.
В Турции подобные вопросы решаются в трех направлениях: гражданское процессуальное, уголовное и административное право. Гражданский процессуальный кодекс рассматривает требования родственников погибших о материальном и моральном возмещении.
"И если даже будет принято решение о неправомочном деянии, боюсь, что вероятность судебного решения о присуждении возмещения остаться на бумаге очень высока", - считает Харун Озал.