http://www.dorotheum.com/

15 ноября старейший в Европе венский аукционный дом Dorotheum, основанный в 1707 году при участии австрийского императора Иосифа, четвертый раз в своей истории проводил "русский день" - продавались с торгов произведения классического и современного русского искусства. Завершился "русский день" неожиданным скандалом. 40 картин современных российских художников, выставленных на аукционе Dorotheum, оказались крадеными.

Присутствовавший на аукционе российский художественный эксперт Михаил Боде обратил внимание на то, что 40 лотов, выставленных одним лицом, принадлежат кисти художников, которые относятся к разным направлениям, входят в разные объединения и выставляются в разных галереях. В одной коллекции эти работы могли оказаться только во времена перестройки, когда групповые выставки, на волне небывалого интереса к "другому искусству", собирались хаотически, без какой бы то ни было системы.

Существование такой эклектичной коллекции показалось Михаилу Боде любопытным и, вернувшись в Москву, он связался с авторами выставленных на аукционе работ. Художники сообщили эксперту, что эти картины были, по существу дела, украдены у них недобросовестными арт-дилерами, которые в 1989 году вывезли во Францию групповую выставку "Искусство после концепта", после чего отказались вернуть картины авторам, предложив им выплатить пять процентов от первоначально заявленной стоимости работ.

Художники были удивлены и возмущены, узнав, что их работы выставлены на венском аукционе: вопреки существующим правилам, организаторы не известили их о продаже и не поинтересовались, не нарушаются ли права авторов.

Теперь художники намерены подать в суд на Dorotheum, поскольку аукционный дом продал три большие картины - Семена Агроскина, Евгения Митты и Александра Элмара, т.е. фактически участвовал в продаже краденого.

Впрочем, весьма вероятно, что судебного процесса не будет и все cорок картин вернутся к авторам: старейший аукционный дом вряд ли допустит, чтобы дело получило огласку.