Абу Хамза проповедует "очарование смертью"
 
 
 
Абу Хамза проповедует "очарование смертью"
Reuters

В сегодняшней публикации на страницах НГ-Религии дается психологический портрет "аятоллы из Финсберри-парка". Так в британской и американской прессе называют Абу Хамзу, имама расположенной на севере Лондона мечети и одного из руководителей радикальной организации "Аль-Мухаджирун". Идейный вдохновитель исламских фундаменталистов в Британии и ярый поборник джихада, он превратил свою мечеть в трибуну для пропаганды войны против "неверных" и подстрекательских речей, особенно в период, непосредственно предшествующий терактам в США 11 сентября 2001 года и после них.

Как отмечается в газете, сегодня, когда различные страны мира все чаще сталкиваются с проблемой исламского терроризма, очень важно понять психологию экстремистов и религиозную мотивацию их поступков, ведущих к гибели тысяч людей, которых они считают "неверными".

По словам известного британского адвоката Эндрю Дисмоура, с имамом Абу Хамзой связан практически каждый подозреваемый в исламском терроризме. Адвокат уже давно добивается его выдачи Соединенным Штатам. Дело об экстрадиции британца египетского происхождения шейха Абу Хамзы аль-Масри, где его обвиняют по одиннадцати пунктам, движется довольно медленно.

47-летний шейх был арестован 27 мая 2004 года. С тех пор он находится в тюрьме особо строгого режима Белмарч, куда помещают лиц, подозреваемых в террористической деятельности. Обвинение со стороны США состоит в том, что Абу Хамза готовил захват заложников в Йемене в 1998 году. Тогда в ходе операции по освобождению заложников погибли трое британцев и один австралиец. Его, в частности, обвиняют еще и в том, что он пытался организовать тренировочный лагерь боевиков в американском штате Орегон, а также в том, что он финансировал террористические операции в Афганистане.

Адвокаты Абу Хамзы настаивают, что обвинения такого характера не требуют экстрадиции человека и данные против него были получены с помощью пыток и психологического давления. По их словам, использование такого рода показаний - это нарушение прав задержанного, хотя до этого его экстрадиции требовали Йемен и Египет.

Портрет человека с железной рукой

Абу Хамза родился в Александрии (Египет). В 1980-х перебрался в Великобританию, женился на англичанке, получил новое гражданство и развелся. В одном из интервью он признался, что в 70-е годы, то есть до приезда в Лондон, он был охранником в ночном клубе. В британской столице работал инженером. С радикальными исламскими идеями впервые познакомился при встрече с афганскими моджахедами, приезжавшими лечиться в Великобританию в годы советского вторжения в Афганистан. В начале 1990-х годов переехал в Афганистан, где встал на сторону моджахедов. Воевал он до тех пор, пока при взрыве мины не потерял один глаз и руку. Став инвалидом, опять вернулся в Лондон, где в 1994 году основал организацию "Сторонники шариата".

Программа Абу Хамзы - подготовка всемирной исламской революции. И совсем по-ленински Абу Хамза решил начать с революции в одной отдельно взятой стране. Этой страной оказался Йемен. Прежде всего потому, что у имама там был друг со времен афганского сопротивления Абу Хассан аль-Михдар, основавший террористическую группировку под названием "Исламская армия". Деятельность двух организаций - "Исламской армии" и "Сторонников шариата" - в отдельные моменты переплеталась. Например, в сентябре 1998 года один из членов группировки "Исламская армия", приехав в Лондон, выступал в мечети, где проповедовал Абу Хамза, и раздавал листовки, призывающие вступать в эту организацию.

Месяцем позже было совершено покушение на президента Йемена, в котором власти обвинили "Сторонников шариата". А в декабре того же года в Йемене были захвачены 16 заложников. Ответственность взяла на себя "Исламская армия", но, по данным йеменских властей, операцию проводили пять британцев и один француз алжирского происхождения, которых Абу Хамза послал в Йемен. Среди арестованных были родной и приемный сыновья лондонского имама. Руководил операцией глава "Исламской армии" и друг Абу Хамзы Абу Хассан аль-Михдар. По данным британской разведки, он даже позвонил в Лондон после захвата заложников и похвастался имаму, что у него в руках несколько "неверных". Звонил он по спутниковому телефону, поэтому у правоохранительных органов есть запись этого разговора.

Михдара приговорили к смертной казни, но это не остановило Абу Хамзу. В январе 2000 года он организовал пресс-конференцию в Лондоне и призвал всех иностранных граждан покинуть Йемен. Позднее он выступил на телеканале Al-Jazeera, где отрицал то, что призывал своих сторонников убивать иностранцев в Йемене. "Я не использовал слово "иностранцы". Некоторые из иностранцев в Йемене могут быть мусульманами. Я говорил о неверных. Неверные безгрешны в соответствии с нормами ислама, если они принимают мусульманскую веру, или если они платят мусульманский налог, или если они заключают соглашение, которое гарантирует им безопасность в стране, которая живет по законам шариата. В любом другом случае их кровь и благосостояние не защищены".

Представления о насилии, убийстве и смерти у имама лондонской мечети довольно своеобразные. Вот что писал Абу Хамза в газете Al-Quds al-Arabi: "Моя позиция ясна, как солнце, слава Аллаху, она не изменилась и не изменится. Я не признаю термин "насилие" и никогда не откажусь от джихада и не подпишу соглашение с режимами тиранов. Как сказал Аллах: боритесь с ними до тех пор, пока не исчезнут внутренние распри и пока их религия не станет религией Аллаха".

Высказывался имам и по поводу ближневосточного конфликта: "Общий принцип всех эти операций, которые мы финансируем среди палестинской молодежи, среди девочек и женщин, среди детей, которые бросают камни в бульдозеры только для того, чтобы остановить разрушение их земли и домов, то, что объединяет все эти операции, - это любовь к смерти ради дела Аллаха , горячее стремление встретить Аллаха. Они с легкостью жертвуют своими жизнями ради Аллаха. Это тот общий принцип, который не понимают те, кто попадет в ад, но лживо заявляет, что является избранником Аллаха и стоит над всеми. И они еще надеются жить на земле тысячи лет. Давайте напомним себе и заставим этих глупцов понять, объясним им причины, которые заставляют людей предпочесть смерть жизни в унижении, предпочтя встречу с Аллахом после великих деяний и после самопожертвования ради него".

Очарование смертью - лейтмотив общения имама с верующими. Автор публикации в НГ-Религии приводит несколько характерных примеров из пятничной проповеди имама за месяц до ареста. "Аллах создал этот мир как широкие врата, ведущие к славе в другой жизни, для тех, кто верит, и те, кто верит, понимают это. Этот мир - врата к будущей жизни, и смерть - туннель, который ведет в рай, или туннель, который ведет в ад. И они хотят выбрать туннель, который ведет в рай. Вот в этом и состоит суть самопожертвования, как они ее понимают. Они не первые пошли этой дорогой. По ней прошли пророки и праведные".

Смерть, по Абу Хамзе, оправданна и обоснованна, в одной из своих проповедей он говорил: "Вот пример Абу Дарра (одного из соратников Пророка Мухаммеда. - примечание газеты). Он - один из тех, кто на вопрос, что он любит больше всего в жизни, ответил: "Я люблю смерть". Он сказал: "Я люблю болезнь, я люблю голод, и я люблю смерть". Пророк спросил его: "Почему ты любишь то, что остальные по природе своей ненавидят, Абу Дарр?" И он ответил: "Я люблю голод, потому что, когда я голоден, мое сердце становится мягче; я люблю болезнь, потому что, когда я болен, я меньше грешу; и я люблю смерть, потому что, когда я умру, я встречу моего Господа". Обратите внимание на эти идеи и обратите внимание на те искаженные идеи, которые неверные пытаются вбить в нас по сей день, как они вбили их в себя, потеряв и свою нынешнюю жизнь, и жизнь будущую".

И еще - намного более дерзкий призыв Абу Хамзы, обращенный к своим последователям: "Не разрушайте себя, читайте Коран, понимайте его идеалы. Живите в этом мире так, чтобы унаследовать рай, чтобы быть в числе благословенных, чтобы быть шахидами, чтобы быть с праведными и пророками".

Имам не раз выступал с весьма конкретными рекомендациями, что надо делать террористическим группам. Например, в 1999-м он призвал своих сторонников поддержать войну в Чечне и напасть на российских журналистов, которые в то время еще работали в республике. А за год до этого на сайте "Сторонники шариата" был размещен призыв записываться в "исламский лагерь". Уточнялось, что в лагере будет преподаваться военная подготовка, развитие системы самообороны, боевые искусства и борьба, чтение карт и так далее. Реклама лагеря в интернете была украшена картинкой ручной гранаты. Занятия в лагере начались уже в декабре 1998-го. В них приняли участие 30 молодых людей. Абу Хамза объяснил газете Christian Science Monitor, что молодые люди отвлеклись, таким образом, от рождественской вакханалии.

Основной фигурант в деле по угону самолетов 11 сентября 2001 г. - Мухаммед Атта - перед совершением теракта провел какое-то время в мечети Абу Хамзы в Лондоне. Вполне вероятно, что шейх знал о готовящемся нападении. Почти сразу же после терактов 11 сентября он выступил с заявлением на сайте "Радикал": "Я не поощряю того, что случилось, но я не стал бы осуждать это, потому что я еще не знаю, кто это сделал. Если кто-то сделал это ради земных благ или политической выгоды, тогда это явно дешевая цель. Но если кто-то сделал это из-за того, что люди в отчаянии и их жизнь под угрозой, тогда это цель благородная. Тогда люди, которые совершили это нападение, - мученики. Мученичество и самопожертвование - наивысшая форма джихада. Если ты живешь ради Аллаха, то пожертвовать своей жизнью ради него - наивысшее выражение веры".

Как утверждает газета La Repubblica, в конце июня 2001 года итальянскими спецслужбами был раскрыт план покушения на президента Буша во время встречи "большой восьмерки" в Генуе. Этот план разрабатывался в мечети в Финсберри-парке. Абу Хамза предложил тогда использовать для теракта самолеты. Итальянские спецслужбы сочли этот план несерьезным, поскольку он казался им слишком сложным для исполнения. Сейчас мы, к сожалению, видим, что для террористов ничего невозможного нет, констатирует автор публикации в НГ-Религии.