Британские художники братья Чепмен, работы которых в Эрмитаже решила проверить на экстремизм прокуратура Санкт-Петербурга по жалобам православных активистов, заявили, что приносят "свои экстремальные извинения" в ответ на обвинения По данным ведомства, в надзорный орган поступило 114 жалоб от граждан по поводу выставки "Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья". По мнению заявителей, экспозиция оскорбляет чувства верующих
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Британские художники братья Чепмен, работы которых в Эрмитаже решила проверить на экстремизм прокуратура Санкт-Петербурга по жалобам православных активистов, заявили, что приносят "свои экстремальные извинения" в ответ на обвинения
Архив NEWSru.com
 
 
 
По данным ведомства, в надзорный орган поступило 114 жалоб от граждан по поводу выставки "Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья". По мнению заявителей, экспозиция оскорбляет чувства верующих
Reuters
 
 
 
Выставка "Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья" открылась в музее 20 октября. Центральная работа представляет собой олицетворение ада на Земле: миниатюрные пластмассовые фигурки, изображающие нацистов, со зверской жестокостью убивают друг друга
Reuters

Британские художники братья Чепмен, работы которых в Эрмитаже решила проверить на экстремизм прокуратура Санкт-Петербурга по жалобам православных активистов, заявили, что приносят "свои экстремальные извинения" в ответ на обвинения, передает Русская служба BBC.

"Мы экстремально сожалеем, что некоторые посетители выставки "Конец веселья" в Эрмитаже были экстремально расстроены. Экстремально грустно получать обвинения в экстремизме - особенно от религиозных групп. Мы надеемся, что государственный прокурор, назначенный расследовать обвинения в экстремизме, примет наши экстремальные извинения", - заявили BBC братья Чепмен.

"P.S.: не забыть: в Россию больше ни ногой", - добавили художники.

Напомним, в минувшую пятницу прокуратура начала проверку, сославшись на жалобы горожан на признаки экстремизма в экспозиции современных британских художников братьев Чепмен. По данным ведомства, в надзорный орган поступило 114 жалоб от граждан по поводу выставки "Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья". По мнению заявителей, экспозиция оскорбляет чувства верующих.

Выставка "Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья" открылась в музее 20 октября. Центральная работа представляет собой олицетворение ада на Земле: миниатюрные пластмассовые фигурки, изображающие нацистов, со зверской жестокостью убивают друг друга.

Одна из инсталляций на выставке представляет собой христианский крест, к которому приколочены клоун из ресторанов "Макдональдс" и плюшевый мишка.

"По мнению заявителей, выставка оскорбляет чувства православных верующих, содержит действия, направленные на унижение достоинства граждан, исповедующих христианство, и тем самым направлена на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе", - сказала пресс-секретарь петербургской прокуратуры Марина Николаева.

В пятницу вечером проверка в помещении Эрмитажа продолжалась. "Результаты, ориентировочно, станут известны 12 декабря", - сообщила Марина Николаева.

О начале прокурорской проверки, а также о том, в чем состоит суть претензий к экспозиции известных своим провокационным стилем британских художников, сообщил на пресс-конференции генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

"Люди считают, что осквернен христианский крест тем, что на выставке к нему приколочены макдональдский клоун и плюшевый мишка. К нам пришли из прокуратуры и проводят проверку. Может быть, они еще вынесут решение, что мы экстремисты", - цитирует Пиотровского "Интерфакс".

По словам директора Эрмитажа, он написал письмо генеральному прокурору России, в котором просит принять меры, "чтобы и нам, и прокуратуре не мешали работать".

"Это культурная деградация нашего общества. Это доносное использование общественного мнения. Ничего кощунственного здесь нет, а явное желание испортить настроение в городе есть", - подчеркнул Михаил Пиотровский.

Он добавил, что музей вправе решать, что ему выставлять. "Искусство это или не искусство - решает музей. Диктовать нам правила таким уличным способом нельзя", - считает Пиотровский.

По мнению директора Эрмитажа, в будущем необходимо провести конференцию на тему "Кощунство в мировом искусстве".

На сайте Эрмитажа отмечается, что центральная работа выставки представляет собой "трехмерный коллаж, составленный из миниатюрных пластмассовых фигурок, помещенных в девять стеклянных витрин". Сверху витрина, где "развернут единый ландшафт ада", похожа на свастику, внутрь нее помещены фигурки нацистов, которые "неустанно убивают друг друга".

"Подобно архивариусам старинной кунсткамеры, братья Чепмены "запирают" фашистов в капсулу самонаслаждения зверством. Помещая жестокость в закупоренные музейные витрины-диорамы, художники стремятся исцелить от нее общество. Неоднозначные и провокационные художники, Джейк и Динос Чепмены предлагают зрителям вновь поразмышлять о вечных гуманитарных ценностях, высказанных на языке современного искусства", - говорится на сайте музея.

"Чепменовские фигурки вернут нам ужасы войны и ощущение, что на войне бывают не только победы. Пришло время про это напомнить", - отмечает Михаил Пиотровский.

Планировалось, что выставка "Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья" продлится в Эрмитаже до 13 января. Ее посещение не рекомендуется лицам моложе 18 лет.

Директор "Эрмитажа": Жалобы срежиссированы - в них один и тот же текст

Заявления в прокуратуру петербуржцев, усмотревших в выставке работ братьев Чепменов признаки экстремизма, писались по единому образцу, заявил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в обращении, опубликованном на сайте музея.

"В интернете существует сайт, который содержит образец заявления в прокуратуру против выставки Чепменов, по которому были написаны все посланные в прокуратуру письма. А в связи с заключением районной прокуратуры на том же сайте опубликована пошаговая инструкция по направлению обращения к прокурору Петербурга с подробными ссылками на тексты, которые должны там содержаться", - отметил Пиотровский.

Он считает, что сюжет истории с жалобами напоминает историю с Иосифом Бродским. "Мы все хорошо помним о роли "общества" в репрессиях в нашей стране. Сначала следует "возмущение общественности", которая обращается одновременно в прессу и прокуратуру, затем статья, а потом все остальное. Я ровесник истории с Иосифом Бродским, "возмущения общественности" и статьи "Окололитературный трутень", - отметил глава Эрмитажа.

В обращении также говорится, что выставка братьев Чепменов очень жесткая, носит подчеркнуто антинацистский характер и восходит к традиции изображения Страшного суда в мировом искусстве.

"Само собою разумеется, что такая выставка далеко не всем нравится, но речь о другом: прокуратура города Ленинграда, извините, оговорка не случайная, получила несколько десятков писем почти идентичных по тексту, в которых требуют призвать к ответу Эрмитаж, и, в частности, и меня за экстремистскую деятельность, скажем так", - добавил Пиотровский.

Он рассказал, что прокуратура Центрального района Петербурга приняла эту жалобу к рассмотрению, ознакомилась с выставкой, выслушала профессиональные объяснения о современном искусстве и символике креста и свастики, еще раз побеседовала с организаторами выставки и "предварительно не усмотрела в наших действиях признаков экстремизма".

"Параллельно я направил письмо прокурору города с просьбой провести расследование по вопросу деятельности людей, в массовом порядке препятствующим нормальной деятельности, как музея, так и прокуратуры. Пока нет как ответа из городской прокуратуры, так и оценки степени экстремизма нашей деятельности", - подчеркнул руководитель музея. Пиотровский считает, что музей является тем учреждением, которое вправе решать, что является искусством и что выставлять. "Вкусы толпы в данном случае не могут служить ни эстетическим, ни нравственным ориентиром", - подчеркнул он.

Глава Эрмитажа добавил, что саму выставку заявители, вероятнее всего, не видели. "Она сделана в эрмитажной традиции разговора о современном искусстве и помещает работы знаменитых братьев Чепменов в исторический контекст рядом с гравюрами Гойи и средневековыми орудиями пыток. Всякому человеку, интересующемуся искусством, понятно, что братья Чепмены с современной резкостью и провокационностью продолжают традиции мирового искусства с его Адами Босха, Ужасами Брейгеля и многочисленными Страшными Судами", - говорится в обращении Пиотровского.