Медведев и "олигархи": диалог в форме монолога
 
 
 
Медведев и "олигархи": диалог в форме монолога
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Если кто-то думал, что президент позвал в Кремль представителей крупного российского бизнеса, чтобы выслушать их предложения по выводу российской экономики из кризиса, то он серьезно ошибался. Медведева обуревают собственные идеи, которые он несет в массы, в том числе и предпринимательские.

Изначально предполагалось, что президент Медведев встретится с членами бюро РСПП ("профсоюза олигархов"), чтобы выслушать их мнение относительно того, как выводить страну из кризиса, перспектив модернизации российской экономики, а потом учтет это мнение в своем ежегодном послании Федеральному собранию.

Да и сам президент еще за несколько дней до встречи был настроен именно на этот формат. По крайней мере, поручая главе "Альфа-групп" Михаилу Фридману подготовить доклад, Медведев заявил: "Мне полезно будет узнать, как большой бизнес предлагает осуществлять стратегию выхода из кризиса", и выглядело это вполне натурально.

Однако диалога, по крайней мере, в изложении российских информагентств, не получилось. Фридман посетовал на отсутствие в России свободных радиочастот, которые отданы, в основном, на нужды обеспечения обороны и безопасности, и предложил решить проблему технического перевооружения структур Минобороны за счет средств телекоммуникационных компаний.

Глава РСПП Александр Шохин попросил отложить повышение пенсионных страховых выплат хотя бы на год, а также "формализовать взаимодействие бизнеса и власти" таким образом, чтобы союз получил право на экспертизу принимаемого экономического законодательства.

Все остальное время "солировал" сам президент Медведев. Сказал он много, высказавшись по широкому кругу вопросов - от судьбы госкорпораций до применимости в России китайского опыта. При этом ничего принципиально нового сказано не было.

Даже "революционное" заявление о том, что в какой-то момент процесс создания госкорпораций перестал быть контролируемым и что в конечном итоге госкорпорации будет либо акционированы, либо ликвидированы, - новость хорошая, но не совсем свежая.

Это было понятно еще в начале августа, когда Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику своего контрольного управления Константину Чуйченко провести проверку финансовой деятельности госкорпораций и представить предложения о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы.

Впрочем, президент все же сделал поправку на собравшуюся аудиторию, разъяснив, чего именно он ждет от бизнес-сообщества. "Капиталы, которые зарабатываются в нашей стране, должны, в значительной мере, помещаться внутри страны, - заявил Медведев, напомнив при этом: - Вы часто, в тот период когда более-менее было все спокойно, делали вложения в иностранный бизнес, промышленные, финансовые компании, торговые, медийные и даже спортивные".

Куда вкладывать внутри страны тоже понятно - в высокие технологии: "Руководство большинства российских компаний все равно недооценивает потенциал применения высоких технологий, новых технологий. Ставка по большинству позиций делается, прежде всего, на рост продаж, а не на снижение издержек, не на повышение качества продукции и рост производительности труда. И это тоже медицинский факт".

Одним словом, президент позвал представителей крупного бизнеса вовсе не для того, чтобы выслушать профессиональное мнение о перспективах российской экономики вообще и ее модернизации в частности, а с целью довести "новую линию партии" до ее непосредственных исполнителей. И дело не в том, хороша эта "линия" или плоха, а в том, что ставка в очередной раз делается на построение "прекрасного будущего", родившегося в голове одного человека (или "группы товарищей"), сугубо авторитарными методами.