Аналитики Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина в четверг, 2 марта, представили доклад, в котором проанализировали уровень социально-экономической и политической напряженности в регионах России за второе полугодие 2016 года В число самых политически неустойчивых регионов вошли Крым и Севастополь - они оказались в зоне риска из-за напряженной политической и социально-экономической ситуации
 
 
 
Аналитики Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина в четверг, 2 марта, представили доклад, в котором проанализировали уровень социально-экономической и политической напряженности в регионах России за второе полугодие 2016 года
КГИ
 
 
 
В число самых политически неустойчивых регионов вошли Крым и Севастополь - они оказались в зоне риска из-за напряженной политической и социально-экономической ситуации
Global Look Press

Аналитики Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина в четверг, 2 марта, представили доклад, в котором проанализировали уровень социально-экономической и политической напряженности в регионах России за второе полугодие 2016 года. В число самых политически неустойчивых регионов вошли Крым и Севастополь - они оказались в зоне риска из-за напряженной политической и социально-экономической ситуации.

Авторы доклада - профессор ВШЭ Николай Петров, доцент ВШЭ Алексей Титков и политолог Александр Кынев - оценивали ситуацию в каждом регионе по трем критериям: качество политических институтов, социально-экономическое положение и протестная активность граждан. Сочетание всех трех признаков напряженности эксперты КГИ зафиксировали лишь в Алтайском крае, где уровень рисков назван "красным".

К регионам с "оранжевым" уровнем рисков эксперты отнесли 13 субъектов, среди которых, помимо Крыма и Севастополя, - Кировская, Ивановская, Саратовская области. В этих регионах КГИ отмечает наличие каких-либо двух признаков напряженности. В список неблагополучных регионов также вошли Бурятия, Ямало-Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ненецкий округа, Еврейская АО и Санкт-Петербург. Самыми благополучными среди регионов РФ признаны Адыгея, Башкирия и Дагестан.

Как сообщил РБК один из авторов доклада, Николай Петров, эксперты впервые протестировали Крым и Севастополь с учетом всех факторов риска.

В свою очередь, министр внутренней политики Крыма Дмитрий Полонский заявил РБК, что республика является "самым стабильным и спокойным регионом на территории России с абсолютно четкой, понятной системой власти". По его словам, крымская власть пользуется "колоссальным уровнем доверия" со стороны населения, что подтверждается многочисленными опросами.

Авторы доклада повсеместно зафиксировали "деградацию политического дизайна", отмечает газета "Коммерсант". Они признали, что просто одни регионы деградируют быстрее остальных и "по формальным характеристикам становятся все ближе друг к другу". "Низкое качество политических институтов может негативно сказываться на политической стабильности", если в регионе обострены социально-экономические проблемы и повышена протестная активность граждан, отметили эксперты.

По данным КГИ, за 2016 год политическая ситуация в регионах в целом ухудшилась. Снизилась политическая конкуренция: среднее эффективное число партий на выборах в Госдуму и в законодательные собрания регионов за год упало с 3,16 до 3,06. Уровень защиты парламентских прав оппозиции упал с 14,1 до 11,3%. Оценка местного самоуправления снизилась в среднем с 3,18 до 3,09 балла по пятибалльной шкале.

Как подсчитали авторы доклада, в регионах стало больше протестных акций по сравнению с 2015 годом. Эксперты связали этот факт с думской кампанией в первом полугодии 2016 года. Большая часть прошлогодних протестов связана с темой выборов, на втором месте - выступления против проблем с транспортом и акции, спровоцированные нарушениями трудовых прав. Выросло количество протестов, связанных со свободой и цензурой в интернете, насилием в семье.

Как отмечает Русская служба ВВС, регионами с самой высокой протестной активностью традиционно стали Москва, Санкт-Петербург, а также Хабаровский край, Ростовская и Волгоградская области. В целом эксперты отмечают сокращение различий между традиционными центрами публичной активности и другими регионами, прежде отстававшими по уровню протестной активности.