На 52-й Венецианской биеннале искусство из России пользовалось ажиотажным спросом. Работы, сделанные в нескольких копиях, раскупались прямо в день открытия.
Куратором российского национального павильона на проходящей сейчас Венецианской биеннале впервые стала директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. Она считает, что в этом году успех русского проекта был очевиден, причем не только творческий, но и коммерческий, пишет газета "Ведомости".
"В первый же день, когда пускали только "випов" и прессу, стало понятно, что наш проект удался. Никакой информации еще не было, а сарафанное радио уже заработало, и к нам пошел поток народа", - сказала Свиблова.
По ее словам, в павильон дважды возвращался директор центра Помпиду, потом пришли из британского музея современного искусства Tate Modern. "Когда к тебе приходят люди из первых мировых музеев и не по одному разу, то вдруг понимаешь, что процесс пошел. Что все хорошо", - считает Свиблова.
Когда пошла галерейная публика, деловые предложения посыпались со всех сторон. "Галеристка художника Пономарева просто поселилась у меня в павильоне, - продолжает Свиблова, - потому что к Саше (Пономареву) сразу же подошли из нескольких галерей с просьбой о сотрудничестве".
Большим успехом пользовались инсталляции художника под названиями "Душ", и "Дворники", и "Волну". Теперь Пономарев готовится повторять их в тираже, оговоренном с его галереей и адаптировать копии новому пространству.
Фильм "Последнее восстание" группы АЕС разошелся в первый же день, хотя существовал в шести копиях. "Мне до сих пор пишут и звонят те, кто эту анимацию хочет. Понятно, что я ничего сама не могу продавать и не продаю, но направляю всех к художникам и их галеристам", - говорит куратор.
По мнению Свибловой, когда творчество художника пользуется популярностью, его работы фактически распродаются даже до открытия выставки. "Приходишь на вернисаж, а все работы уже помечены красными точками, проданы. На них, оказывается, люди по два-три года стояли в очереди", - поясняет она.
Похожее творилось и на Венецианской биеннале, считает куратор. "На этой выставке у меня три очень серьезных английских коллекционера попросили “Душ”. На инсталляцию Бартенева есть заказ из Нью-Йорка. Два крупных музея - пионеры в покупке интернет-арта - ведут переговоры с Юлией Бочковой", - делится впечатлениями от успеха Свиблова.
Она напоминает, что еще пять-семь лет назад никто не знал, как продавать видео, а теперь появляется рынок интернет-проектов. "Так что можно сказать, что весь наш павильон продан. И я счастлива: художники вышли на рынок и в музейное пространство", - заключает Свиблова.
По ее информации, у группы АЕС сейчас работают три музейные выставки, а позднее откроется огромная выставка в Риме. А в Европейском доме фотографии в октябре пройдет выставка Юли Бочковой.
Свиблова признается, что не случайно расположила в одном павильоне нескольких художников, хотя многие ее отговаривали. "Я хотела, чтобы пришли разные люди, я и строила павильон из двух зон, - поясняет она.. - Наверху, на втором этаже, был Пономарев, и я знала, что он понравится франкоязычному миру и людям с утопическим романтическим мышлением".
В творчестве Пономарева проглядывает тема потери самоидентификации, поиски себя в безумном потоке масс-медиа. "Это последнее "адью" телевидению, про него современное искусство все сказало", - иронизирует Свиблова.
Внизу, на первом этаже и у входа, экспозиция провоцировала у посетителей рефлексию на тему нового пространства, виртуального мира.
"Другой резон, что один художник в павильоне может быть, когда это звезда, а среди наших художников звезд мировой величины нет", - добавила Свиблова. Куратор российского павильона на биеннале подчеркивает, что "для такой огромной страны, как Россия, обладающей фантастическим художественным потенциалом, десяток-полтора имен это ничто".
Свиблова надеется, что с помощью подобных творческих мероприятий удастся вновь пробудить интерес иностранной публики к российскому искусству подобно тому, как это было в годы перестройки, когда художники превратились в толкователей советских смыслов.
Сейчас в подобной ситуации притягательной экзотики оказалось китайское искусство, а чуть ранее - иранское.
Однако Свиблова признает, что показывать российских художников за границей сложно."Установка, что русские - это не европейцы, ощутима. Западные галереи и музеи вроде хотят наше искусство, но все время сомневаются, как его показывать, будут ли на него ходить. С испанцами или итальянцами таких вопросов не возникает", - констатирует куратор российского павильона.
По ее словам, Россия постепенно вписывается в общую картину развития искусства. Об этом можно судить хотя бы по количеству заявленных во Франции этой осенью выставок российских художников. Так, в "Мезон Руж" будет выставка соц-арта из Третьяковки. Одновременно в Espace Louis Vuitton будет выставка современного русского искусства. Наконец, еще одна галерея выставляет работы Евфросиньи Лаврухиной.
Сейчас спрос на искусство очень велик и рынок предметов искусства переживает настоящий покупательский бум. Однако за ним может последовать кризис, который прежде всего ударит по молодым художникам, не набравшим еще достаточного веса в мире искусства, опасается Свиблова.
"Цены стремительно растут на фотографию, опережая по темпам роста цены на искусство вообще. Прежде всего, как ни странно, цена растет на современное искусство, работающее с фотографией. И это страшно, как страшен вообще рост цен на современном художественном рынке", - говорит Ольга Свиблова.
"Когда в мире появляется много свободных денег, то начинаются крупные инвестиции в искусство. В какой-то момент кажется, что от этого выигрывают все, но после обвала оказывается, что устояли немногие", - поясняет она.