7 ноября 2017 года судья Центральныого районного суда Оренбурга Маргарита Бесаева обязала Федеральную службу исполнения наказаний России выплатить компенсацию морального вреда в размере 220 тысяч рублей бывшему осужденному, который подвергся избиению и насильственным действиям сексуального характера в колонии-поселении N11. Причем издевательства над заключенным осуществлялись в присутствии и под руководством высокопоставленных надзирателей.
Юрист Комитета против пыток Альбина Мударисова, представляющая интересы потерпевшего, считает присужденную сумму компенсации несоразмерной тяжести причиненного вреда и намерена обжаловать это решение суда, сообщает сайт правозащитной организации.
Напомним, в октябре 2013 года начальник ФКУ КП-11 областного управления ФСИН Филюс Хусаинов и его заместитель по оперативной работе и безопасности Марат Кумаров, находясь на рабочем месте в колонии-поселении N11, расположенной на станции Губерля города Новотроицка, "дали осужденным указание избить и изнасиловать" одного из заключенных. Это произошло после того, как этот заключенный самовольно покинул территорию колонии и был задержан. За попытку побега потерпевшего подвергли унизительной экзекуции "с целью мести за совершенный проступок, подавления психики, запугивания и навязывания правил и обычаев тюремной субкультуры".
Изнасилование заключенного происходило на глазах у надзирателей и под их руководством. "Двое заключенных по указанию руководства колонии избили и удерживали потерпевшего, в то время как третий совершал в отношении него насильственные действия сексуального характера в присутствии личного состава колонии", - говорилось в пресс-релизе СК РФ.
По словам пострадавшего К., его изнасиловали 13 октября 2013 года. В тот день заместитель начальника колонии-поселения Марат Кумаров затащил его в штрафной изолятор. Там он отдал приказ другим осужденным зверски избить его. К. неоднократно терял сознание, но Кумаров приводил заключенного в чувство, обливая водой.
За всем происходящим наблюдали несколько сотрудников исправительного учреждения, в том числе и Филюс Хусаинов, который на тот момент еще не занимал должность начальника колонии.
После избиения Хусаинов скомандовал: "Давай всех строй здесь!" В помещение вошли около 15 работников исправительного учреждения. Двое осужденных из числа "актива", беспрекословно выполняющие приказы сотрудников администрации колонии, стали держать К., а третьему была дана команда прикоснуться половым органом к лицу и губам потерпевшего, что и было сделано.
"Все происходящее заместитель начальника колонии Кумаров записывал на видеорегистратор. Только после того, как истязатель сказал, что видео готово, издевательства над К. прекратились и сотрудники колонии разошлись", - говорилось в сообщении правозащитников.
Отметим, что руководство колонии фактически провело ритуал "опускания" заключенного. После подобных сексуальных издевательств человек попадает в самую низшую касту в тюремной иерархии, представителей которых называют "петухами".
Изнасилование заключенного свидетельствует о том, что сложившиеся в период сталинских репрессий тюремные традиции и иерархия существуют до сих пор. Более того, этим традициям, унаследованным от ГУЛАГа, следуют даже сами силовики. Вероятно, они полагают, что "воровские понятия" - более эффективный инструмент, чем закон.
После расправы Хусаинов, злоупотребляя своими служебными полномочиями, организовал подготовку заведомо недостоверного материала о нарушении режима со стороны изнасилованного осужденного. Начальник колонии "незаконно подготовил ряд документов и принял решение о помещении его в ШИЗО (штрафной изолятор) на основании указанных подложных документов". Эти бумаги скрывали факт побега и наказания за него по "блатным понятиям". Согласно фальшивым документам, заключенный употребил алкоголь, а потом в пьяном виде оказывал сопротивление сотрудникам ФСИН.
В ходе расследования также выяснилось, что Кумаров с января по май 2013 года разрешил одному из осужденных пользоваться мобильным телефоном на территории режимного исправительного учреждения. За это надзиратель получил мзду в размере 24 400 рублей.
Чиновнику Хусаинову, отдавшему провинившегося заключенного на поругание "блатарям", инкриминировали п. "а" ч. 2 ст. 132 ("Насильственные действия сексуального характера"), п. "а" ч. 3 ст. 286 ("Превышение должностных полномочий"), ч. 1 ст. 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями") УК РФ.
Кумарову предъявили обвинение по ч. 3 ст. 290 ("Получение взятки"), п. "а" ч. 2 ст. 132 и п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ.
5 апреля 2017 года судья Новотроицкого городского суда Оренбургской области Павел Ивлев назначил Хусаинову наказание в виде семи лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. А Кумаров проведет за решеткой 5,5 года.
Защита подала апелляции, которые были рассмотрены 27 июня в Оренбургском областном суде. Приговор был подтвержден и вступил в законную силу.
Ранее Филюс Хусаинов также был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "а, б" ч. 3 ст. 286 УК РФ. По этому эпизоду ему назначили наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Установлено, что в 2013 году начальник колонии незаконно, с применением оружия и угрозой применения сексуального насилия, привлекал осужденных исправительного учреждения к производству строительных работ на территории собственного дачного участка.
Правозащитники добивались возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников КП-11 последние четыре года. Еще летом 2013-го к ним за юридической помощью обратилась Ирина Балашова. Она рассказала, что ее гражданскому мужу Сергею Никонорову, отбывающему наказание в ФКУ КП-11, сотрудники учреждения во главе с начальником Филюсом Хусаиновым создают невыносимые условия жизни: подвергают систематическому избиению, а также угрожают изнасилованием.
Причиной издевательств был отказ Никонорова продолжать работать на различных строительных объектах и жалобы осужденного в Следственный комитет и прокуратуру по факту использования его в качестве раба. По данным правозащитников, Хусаинов угрозами и побоями заставлял заключенных строить себе дачу.