В Демократической Республике Конго охранники тюрем поставили на поток групповые изнасилования заключенных, утверждают правозащитники. Причем сексуальные надругательства применяются в качестве наказания за гражданскую активность
 
 
 
В Демократической Республике Конго охранники тюрем поставили на поток групповые изнасилования заключенных, утверждают правозащитники. Причем сексуальные надругательства применяются в качестве наказания за гражданскую активность
Reuters

В Демократической Республике Конго охранники тюрем поставили на поток групповые изнасилования заключенных, утверждают правозащитники. Причем сексуальные надругательства применяются в качестве наказания за гражданскую активность.

В настоящий момент 34 гражданки Конго в возрасте от 18 до 62 лет просят политического убежища в Великобритании. Они утверждают, что подвергались за решеткой пыткам и издевательствам. Показания женщин подтверждены медицинским обследованием, сообщает на своем сайте британская правозащитная организация Freedom from Torture.

Две женщины в результате изнасилований забеременели, а еще две заразились ВИЧ-инфекцией.

Восемь из них потеряли связь со своими мужьями. У 27 потерпевших есть дети, но большинство вынуждены были оставить их на родине.

По словам правозащитников, надзиратели насилуют подопечных женщин за выражение политических взглядов, напоминание о правах человека или требование прекратить сексуальное насилие.

Одной из пострадавших оказалась сотрудница благотворительной организации по имени Фейт. Она оказывала помощь беспризорникам и жертвам сексуального насилия.

В начале 2013 года Фейт организовала акцию протеста против сексуального насилия в провинции Бас-Конго, к западу от Киншасы. Пикет проходил возле гостиницы. В ходе него Фейт объясняла проходившим мимо женщинам, что не нужно поддерживать правительство и президента, которые не предпринимают мер по защите слабого пола. Рядом стояли полицейские, которые наблюдали за происходящим и делали заметки.

Уже на следующий день в 5:00 домой к Фейт нагрянули сотрудники спецслужб и полиции. Когда муж активистки открыл им дверь, к его голове приставили оружие. Стражи порядка заявили, что ищут женщину, которая оскорбила президента.

"Вы говорили об изнасилованиях. Теперь мы вам покажем, что это такое", - заявил один из силовиков. С этими словами они изнасиловали на глазах у домочадцев племянницу Фейт, а ее саму бросили в тюрьму.

Кроме того, стражи порядка избили прикладами маленьких детей Фейт. А о судьбе своего мужа она не знает до сих пор.

"Оказавшись за решеткой, я поняла, что изнасилования женщин в тюрьме - обычная практика", - говорит Фейт. Женщина не может вспомнить, сколько раз подверглась надругательству.

По словам Фейт, военнослужащие и надзиратели не считают женщин за людей.

Женщина трижды попадала в тюрьму, а потом смогла уехать в Великобританию, где ее сразу госпитализировали. У Фейт диагностировано воспаление в тазу, вызванное многократными изнасилованиями, посттравматическое стрессовое расстройство и депрессия. Кроме того, африканка теперь боится людей и замкнулась в себе.

"В Конго все люди запуганы. Я высказалась против сексуального насилия в стране, и посмотрите, что со мной случилось. Все хранят молчание, но я все же чувствую, что должна была говорить", - заключила Фейт.

Другой пострадавшей от охранников-насильников стала 23-летняя Мирей, получившая образование в одном из лучших университетов страны. Еще будучи студенткой девушка, поняла, что коррупция и сексуальные преступления являются бичом конголезского общества. Она вступила в крупнейшую оппозиционную партию и стала участвовать в мирных акциях протеста.

За полтора года Мирей трижды подвергалась арестам. В итоге ее вынудили выйти из политической организации.

В марте 2013 года Мирей во время марша была арестована четвертый раз. Четыре месяца она провела под стражей. Ее держали в переполненной камере без окна и туалета. Женщинам приходилось справлять нужду прямо на пол. Иногда Мирей выводили на двор и оставляли под палящим солнцем или избивали, в том числе ногами и палками.

Уже во время первого задержания начальник полиции поинтересовался, какие у Мирей политические взгляды. Услышав, что девушка является сторонницей демократии, он цинично скомандовал своим подчиненным: "Берите ее и покажите, что такое демократия". Полицейские вывели девушку на улицу и изнасиловали в канаве.

В последующие недели Мирей еще дважды подвергалась изнасилованиям со стороны тюремщиков. Она также была свидетельницей того, как насиловали ее сокамерниц. В случае сопротивления потерпевших били.

Девушка думала, что умрет в тюрьме, но ее выпустили после того, как один из родственников дал взятку. Осенью 2013 года Мирей сбежала в Великобританию.

Теперь Мирей страдает писихическими расстройствами, а от самоубийства ее спасает только христианская вера. "У меня больше нет сердца. Я потеряла вкус к жизни", - говорит девушка.

Еще одну потерпевшую задержали и изнасиловали после акции протеста, проходившей на территории аэропорта. Одну женщину подвергли надругательству сразу в нескольких формах, в том числе извращенной.

По данным сотрудников Freedom from Torture, изнасилования политических активисток происходят, в частности, в главной столичной тюрьме Makala. Однако местная правозащитница Жозефина Мфулу-Батонда, которая несколько лет следит за ситуацией в пенитенциарных учреждениях, не согласна с такими выводами. По ее словам, в прошлом году только 8 из 100 узниц Makala заявили об изнасиловании. Причем никто из пострадавших не являлся политзаключенным, передает BBC.

Мфулу-Батонда добавила, что надзиратели обычно склоняют узниц к проституции.

А сотрудники организации La Voix des Sans Voix и вовсе утверждают, что не фиксировали случаев изнасилований в тюрьме Makala с 2006 года.

По словам пресс-секретаря правительства Конго Ламберта Менда, доклад Freedom from Torture содержит мало деталей, и поэтому выводы правозащитников вызывают сомнение.

Между тем Конго иногда называют "мировой столицей насильников". Считается, что проблема сексуального насилия встала в стране в полный рост в начале 1990-х годов, и это связано с вооруженным конфликтом на востоке Конго.