Совладелец ТНК-BP Михаил Фридман, в соответствии со сделанным в конце мая заявлением, с 29 июня сложил с себя полномочия председателя правления ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" и покинул пост главного управляющего директора группы ТНК-BP. Полномочия Фридмана были переданы по доверенностям топ-менеджерам компании, которые и будут заниматься непосредственным управлением ТНК-ВР, сообщил "Интерфакс".
28 мая главный управляющий ТНК-ВР Михаил Фридман неожиданно подал в отставку (хотя предполагалось, что он будет руководить компанией до конца 2013 года).
ТНК-ВР на паритетной основе принадлежит британской компании ВР и российскому консорциуму ААР ("Альфа-групп" Фридмана, Германа Хана, Алексея Кузьмичева, "Ренова" Виктора Вексельберга и Access Леонарда Блаватника).
Ранее Михаил Фридман объяснял свое решение оставить должность руководителя ТНК-ВР процессами, которые начались еще в январе 2011 года, когда ВР заявила о намерении создать стратегический альянс с "Роснефтью". "Это событие послужило толчком для того, чтобы серьезно взглянуть на концепцию наших взаимоотношений с ВР", - считает он.
В 2011 году ВР заявила о стратегическом партнерстве с "Роснефтью" в российской Арктике. ААР посчитал эти планы нарушением договоренностей о работе в России только через ТНК-ВР. Сделка ВР - "Роснефть" была расторгнута, начались суды. В результате независимые директора ТНК-ВР (Джеймс Ленг и Герхард Шредер) после безуспешных попыток привести к консенсусу спор акционеров компании ушли из совета, оставив его бездействующим.
Фридман возглавил компанию в 2011 году, когда Максим Барский - кандидатура, согласованная акционерами на пост руководителя СП в ходепредыдущего конфликта, - не был утвержден на должность главного управляющего директора ТНК-BP.
Недавно ВР сообщила, что получила предложение о продаже своей долив ТНК-ВР, и уведомила об этом ААР в соответствии с положениями акционерного соглашения.
На фоне информации об уходе Фридмана, глава консорциума AAR Стэн Половец заявлял, что ААР готов выкупить долю ВР в ТНК-BP или обменять свои акции ТНК-ВР на акции ВР.
Эксперты оценивают принадлежащие ААР 50% ТНК-ВР в сумму около 25 млрд долларов, а если будет обмен, то 25 млрд хватило бы примерно на 21% британского холдинга. Тогда ААР мог бы стать крупнейшим акционером компании: сейчас самый большой пакет в 5,36% у Blackrock Inc.
Прошлой весной, на пике тогдашнего кризиса акционеров ТНК-ВР (когда ААР заблокировал сделку ВР и "Роснефти"), российским акционерам СП предлагали выкупить их долю более чем за 30 млрд долларов, 9 млрд из которых - акциями ВР.
Ранее сам совладелец ТНК-ВР Михаил Фридман в интервью "Коммерсанту" прокомментировал причины своего неожиданного демарша - ухода с поста главного управляющего директора (CEO) группы ТНК-BP.
"ТНК-ВР и ВР в одном бизнесе, а это значит, что в широком понимании мы все-таки конкуренты. По большому счету существующая конструкция перестала отвечать интересам каждой из сторон. Или AAR, или ВР в конечном итоге должна контролировать компанию. Наши партнеры это явно понимают, но к переговорам абсолютно не готовы и поэтому тянут время. Это их стандартная практика. Как разрешить существующие противоречия - вопрос переговоров. Есть самые разные варианты.
Например, ВР становится миноритарным акционером и постепенно выходит из капитала ТНК-ВР. Это процесс не мгновенный, он может быть растянут во времени. Мы и для себя рассматриваем возможность сокращения пакета, если его определенная часть будет конвертирована в акции ВР. Если мы пойдем по этому пути, он может занять пять-семь лет", - заявил Фридман.