Вести

"В послании 2003 года я ставил задачу перехода к полной конвертируемости рубля. Были намечены определенные планы, и, должен сказать, они выполняются. Сегодня предлагаю ускорить отмену оставшихся ограничений и завершить эту работу до 1 июля текущего года", - сказал президент Владимир Путин в ежегодном послании к Федеральному собранию России.

Скорее всего, чиновники выполнят наказ президента и действительно снимут все формальные ограничения на конвертируемости рубля к саммиту "Большой восьмерки". Однако, по мнению экспертов, "реальной" конвертируемости рубля можно будет достичь лишь к 2016-2026 году, пишет газета "Ведомости". Впрочем, надеяться на то, что во всем мире будут торговать нефть и газ за рубли, не стоит.

Де-юре

На требование президента правительство отреагировало моментально: министр финансов Алексей Кудрин заявил, что мероприятия для достижения этой задачи уже запланированы, "выполняются и выполнимы".

По словам представителя Минфина Андрея Сайко, речь идет о переносе на полгода срока отмены ограничений по валютным операциям, предусмотренных законом о валютном регулировании с 1 января 2007 года.

Формальных ограничений конвертируемости рубля совсем немного: на сегодняшний день при валютных операциях должны использоваться специальные транзитные счета и резервироваться денежные средства.

Например, если российский гражданин или компания хочет перевести деньги на свой зарубежный счет, он должен 25% от суммы перевода заморозить в ЦБ на 15 дней, а если гражданин в течение года получил от иностранных банков кредит больше чем на 150 тысяч долларов, то он должен зарезервировать на 365 дней только 1% от суммы займов.

Резервирование средств по трансграничным операциям было введено в 2003 году для борьбы со спекулятивным капиталом, который мог, по мнению ЦБ, раскачать российские финансовые рынки. Если иностранный инвестор хотел приобрести российские госбумаги, он должен был зарезервировать в Центробанке на 365 дней 20% (сейчас - 7,5%) от суммы инвестиций.

Отмена последних ограничений будет де-юре означать полную конвертацию рубля, говорят эксперты, ведь основные условия - свобода конвертации и свобода перевода денег в страну и из страны - будут соблюдены.

Некоторые специалисты уверяют, что даже формальное снятие ограничений приведет к повышению интереса зарубежных инвесторов к России. "Как только барьеры снимут, сюда придет новый класс инвесторов, которым запрещено вкладывать средства в инструменты даже с минимальными ограничениями в обращении", - утверждает директор аналитического управления "Ренессанс Капитала" Алексей Моисеев.

Особо в преддверии саммита G8 в Санкт-Петербурге отмена всех ограничений будет выглядеть весьма эффектно, констатирует чиновник, близкий к Кремлю.

Де-факто

Тем не менее, Путину нужна не формальная, а "реальная" конвертируемость валюты, под которой президент подразумевает рост использования рубля для международных расчетов, сбережений и расширения его зоны влияния, пишет газета "Ведомости".

"И здесь нам еще очень многое предстоит сделать", - уверен президент. Необходимо организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами, считает президент. "Наши товары торгуются на мировых рынках. Почему не у нас?" - задается вопросом Путин.

Естественно, что "реальную" конвертируемость рубля будут определять не правительство и президент, а зарубежные компании, торговые партнеры и просто граждане других стран. Убедить иностранцев использовать рубль в качестве средства сбережения и инвестирования будет непросто.

Бывший советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов считает, что в данном случае все зависит от политики властей. Комментируя послание президента Путина Федеральному собранию, в эфире радиостанции "Эхо Москвы" Илларионов заявил, что для того чтобы рубль действительно свободно конвертировался, необходима экономическая политика властей, которая бы не воспринималась другими странами настороженно.

Что касается возможности биржевой торговли нефтью и газом за рубли, то это, по мнению экспертов является делом очень далекого будущего, если вообще возможно. Даже, если представить, что нефтяная биржа на территории России будет создана, то страна останется без наличных средств, говорят эксперты.

Доля нефти и газа в экспорте страны - около 60%, то есть в 2006 году на нее придется около 170 млрд долларов в рублевом эквиваленте, а денежная масса М2 - примерно 300 млрд долларов. Поэтому, если предположить, что все энергоресурсы будут продаваться за рубли, экономика останется без денег, а это просто невозможно. Так что прежде чем рубль станет реально конвертируемым, экономика должна стать гораздо более монетизированной, говорит старший экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков.

К тому же убедить мир торговать сырьем в рублях почти невозможно, считают эксперты. Нефтью не торгуют ни в евро, ни в валютах стран Персидского залива. Тем не менее, совсем не обязательно стремиться именно к этому. Ведь во всем мире признают стабильность швейцарского франка или британского фунта стерлингов, однако эти валюты не имеют такой всемирной популярности как доллар.

"С точки зрения эволюционного развития кажется, что для реальной конвертируемости рубля нужно 10-20 лет, - полагает руководитель ФСФР Олег Вьюгин. - Но у нас все процессы идут быстро, поэтому есть надежда, что успеем раньше".