Вести

Госдума 13 ноября приняла закон, повышающий пенсии военным пенсионерам. Он стал очередным звеном в цепи "социальных" нормативных актов, принятых осенью этого года, когда началась подготовка к парламентским выборам. По оценкам независимых специалистов, итоги предстоящего в декабре голосования, по большому счету, без особого труда можно предсказать уже сегодня, считают "Новые известия".

Расходы политических партий на выборную кампанию на общем фоне смотрятся скромно: по состоянию на 7 ноября общая сумма средств, поступивших в избирательные фонды 11 допущенных участников, оценивается примерно в 1 млрд. 270 млн. рублей. В масштабах страны это мелочь, так как реальная избирательная кампания ведется на совершенно ином уровне.

Утвержденный в прошлом году бюджет с самого начала оценивался как социально направленный и предвыборный. Расходы увеличились на 1 трлн. рублей, то есть почти на четверть. Поправки добавили к бюджету-2007 еще 1 трлн. Результатом стало повышение более чем на треть базовых пенсий, индексация зарплат бюджетников, увеличение финансирования лекарственного обеспечения, федеральные целевые программы.

Однако в начале ноября приоритеты вновь начали меняться из-за поражающей воображение инфляции. Еще в октябре глава Минфина Алексей Кудрин уверенно заявлял, что социальная накачка бюджета никак на ценах не скажется.

В ноябре министр сообщил, что по сравнению с первоначально заложенными в бюджет расходами будет потрачено только 47 млрд. дополнительных рублей. Остальной триллион с лишним перейдет на будущий год. Подождать, по его словам, придется, в частности, инвестиционному фонду (150 млрд. рублей). Еще 320 млрд. рублей отложенных денег – это расходы на лекарственное обеспечение, федеральные целевые программы, выплаты военным пенсионерам и другие.

Практически все эксперты единодушны: итогом резкого наращивания госрасходов станет дальнейший рост инфляции, и без того разгулявшейся в этом году. Реальный ущерб, который понесет экономика, при этом оценивается по-разному. Триллион социальных напрямую связан с предвыборной кампанией и фактически является инвестицией в сохранение власти.

Это означает рост цен, но почувствовать первые толчки инфляции потребитель сможет только во второй половине марта или чуть позже – но уже после президентских выборов. Сказать, на сколько процентов этот триллион разгонит инфляцию, довольно сложно, но произойдет это неизбежно.

Помимо поправок к бюджету, в разгоне инфляции сыграют роль и другие факторы: отмена моратория на повышение продуктовых цен, а также "обычные", не связанные с выборами госрасходы, пик освоения которых приходится на конец года.