В августе 2017 года население более позитивно оценивало динамику своего материального положения, чем годом или двумя годами ранее. Однако если доля субъективно бедных семей существенно не поменялась, то доля среднеобеспеченных по самооценке семей сократилась. Это может косвенно указывать на сокращение доли среднего класса.
Такие данные, как сообщает ИА "Финмаркет", приводятся в очередном выпуске "Мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения", опубликованного Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.Субъективно среднеобеспеченными считаются семьи, которые не испытывают сложности с покупкой еды и одежды, но не могут купить автомобиль. К числу субъективно бедных исследователи относят семьи, которым, по их собственной оценке, не хватает на еду и одежду.
По данным Росстата, в первом квартале текущего года в среднем по России 21,3% домохозяйств были субъективно бедными. Они сообщали, что денег хватает только на еду или не хватает даже на нее. Уровень субъективной бедности в начале текущего года несколько снизился относительно уровня аналогичного периода прошлого года, когда он составлял 24,3%. При этом он выше уровня августа 2014 года.
Однако более чем в половине регионов уровень субъективной бедности был выше среднероссийского. Наиболее высокие уровни субъективной бедности (более чем в 1,5 раза выше среднероссийского уровня) наблюдались в 18 регионах, а максимальный - в Удмуртской Республике (50,3%).
В 54 регионах уровень субъективной бедности в первом квартале 2017 года снизился относительно уровня аналогичного периода прошлого года. В то же время в 27 регионах произошло повышение уровня субъективной бедности. Наиболее значительный рост в январе - марте относительно того же периода прошлого года наблюдался в Республике Саха (Якутия) (с 17,8% до 23,8%), Владимирской области (с 20,6% до 26,7%) и Рязанской области (с 31,7% до 39,0%).
При этом доля лиц, отметивших, что их материальное положение за последние два-три месяца ухудшилось, составила 26% (в 2015-м и 2016 годах таких было соответственно 44% и 31%), а респондентов, указавших, что их материальное положение за последние два-три месяца улучшилось, было 9%, что выше уровня, наблюдавшегося в августе 2015 года (4%).