Moscow-Live.ru

Сделка "Газпрома" и немецкой нефтехимической компании BASF сорвалась из-за политической напряженности. Как сообщает Wall Street Journal со ссылкой на пресс-службу BASF, 18 декабря компании решили не закрывать сделку по обмену активами, которая планировалась на конец этого года.

Позже, как сообщило агентство Reuters, министерство экономики ФРГ заявило, что сделка между BASF и "Газпромом" сорвалась не из-за политического давления, а это было сугубо коммерческое решение.

Представитель минэкономики напомнила, что министерство дало зеленый свет на эту сделку еще в прошлом году. Она подчеркнула, что ведомство не имеет ничего против и запланированной продажи "дочки" концерна RWE - Dea группе российских инвесторов. "Для нас эта тема закрыта, - указала представитель, сославшись при этом на выданное в октябре разрешение. - Когда именно данная сделка состоится, это дело обеих компаний".

Дочерней структуре BASF, компании Wintershall, принадлежит 50% в СП с "Газпромом" "Ачимгаз", которое уже разрабатывает ачимовские залежи Уренгойского месторождения. Компании также принадлежит 35% в Южно-Русском месторождении, доли в газопроводах "Северный поток", "Южный поток" и Opal. Как сообщает BASF, СП "Газпрома" и Wintershall продолжит работу.

В конце 2012 года "Газпром" и BASF подписали юридически обязывающее базовое соглашение об обмене активами. 4 декабря 2013 года сделка по обмену активами была одобрена Европейской комиссией. Завершить ее компании планировали в конце 2014 года.

"Газпром" рассчитывал получить доступ к конечным потребителям в Европе за счет обмена активами с Wintershall, рассказывали "Ведомости". По соглашению Wintershall получала 25% плюс 1 акция в двух участках ачимовских залежей Уренгойского месторождения, а "Газпром" должен был увеличить с 50 до 100% свою долю в компаниях Wingas, WIEH и WIEE, которые занимаются сбытом газа в Германии и других европейских странах.

"Газпром" также должен получить от Wintershall активы по хранению газа в Европе и долю в добыче на Северном море. Сначала сделку планировалось закрыть летом этого года. Но в июле BASF сообщил, что обмен активами переносится на осень из-за сложностей с юридическим оформлением.

Этот шаг объясним на фоне перемен в газовых отношениях России и Европы, пишет "Коммерсант". Как стало известно изданию, Еврокомиссия готовит план по созданию энергосоюза ЕС, который может быть представлен уже в январе. В нем содержатся новые важные пункты, касающиеся взаимодействия с основным поставщиком газа в Европу - Россией. Речь идет о новых ограничениях для инвестиций российских компаний в европейский энергосектор.

Во-первых, еврокомиссарам по энергетике, торговле, промышленности и конкуренции предлагается поручить в течение 2015 года разработать подробную схему общих закупок импортного газа. Большим сторонником этой идеи является нынешний председатель Европейского совета Дональд Туск, но основные игроки на европейском газовом рынке выступают однозначно против централизованных закупок.

Во-вторых, четырем еврокомиссарам может быть поручено "обсудить инвестиции компаний третьих стран, таких как Россия, в европейский энергетический рынок (инфраструктуру, распределение, поставки газа и электроэнергии) в контексте энергетической безопасности".

Этот пункт прямо направлен против "Газпрома", который владеет различными транспортными и сбытовыми активами в ЕС. Его участие в сбыте могло резко возрасти в результате сделки по обмену активами с немецким концерном BASF.

"Газпром" в последнее время также изменил подход к приобретению активов в Европе. После скандального отказа России от строительства газопровода "Южный поток" в Болгарию по дну Черного моря этот факт официально признал глава "Газпрома" Алексей Миллер, заявив: "Наша стратегия меняется в отношении европейского рынка, в принципе решение об остановке South Stream - это начало конца нашей модели работы на рынке, когда мы ориентировались на поставки конечному потребителю на европейском рынке".

Подход Еврокомиссии в газовых отношениях с Россией становится все более жестким, "Газпром" также меняет свое отношение к инвестициям в Европе. "Точка невозврата еще не пройдена, но ясно видна развилка - нужно понять, остаемся ли мы по-прежнему стратегическими партнерами в газовой сфере, или мы просто торговые партнеры", - прокомментировал ситуацию сопредседатель консультативного совета по газу Россия - ЕС Владимир Фейгин.