Российская экономика недополучит из-за санкций около 40 млрд долларов, а из-за снижения нефтяных цен - еще 90-100 млрд, - такие данные привел глава Минфина Антон Силуанов. В случае дальнейшего падения нефтяных цен РФ может недосчитаться в следующем году 200 млрд долларов.
Объясняет цифру в 40 млрд долларов глава Минфина тем, что именно такие выпадающие доходы пришлись на потери из-за недополученных кредитов: "произошло снижение притока капитала из развитых стран, сократились инвестиционные ресурсы, поставлены препоны для притока капитала". Еще 130 млрд долларов, по оценкам министра, попросту "утекло" из российской экономики.
Зампред "Внешэкономбанка" (ВЭБ) Андрей Клепач также не связывает ключевые проблемы российской экономики с санкциями. "Определенный момент истины наступал, когда экономика готовилась к кризису, сейчас санкции опять подводят к этому рубежу, но ключевой момент не связан с ними", - цитирует его "Прайм".
Тем не менее, прогнозирует Андрей Клепач, рост российской экономики в будущем году будет минимален, а с большой вероятностью будет спад.
Приведенные Силуановым потери от нефтегазового сектора в значительной степени преувеличены, сказал "Независимой газете" начальник управления компании "Фридом Финанс" Георгий Ващенко: "Нефтегазовый сектор занимает около 7% в структуре ВВП, а значит, суммарные потери экономики в 2015 году могут составить не более 70 млрд долларов, что в два раза меньше суммы, названной министром".
Если в следующем году цена на нефть будет ниже 80 долларов за баррель, то могут возникнуть проблемы с исполнением бюджета, считает зампред правления Локо-Банка Андрей Люшин. "В этом случае правительство будет вынуждено эмитировать дополнительные деньги, и это приведет к ускорению инфляции", - предполагает эксперт.
Потеря каждых 10 долларов от стоимости барреля в 2014 году вызывала потерю 1% от российского ВВП, говорит аналитик Grand Capital Юрий Прокудин. Если же нефть продолжит падение до 60 долларов за баррель, то это составит уже 2% ВВП, или около 40 млрд долларов соответственно. "В худшем случае низкая цена на нефть даст России дефицит ВВП на сумму до 45 млрд долларов, что может постепенно привести к рецессии экономики в 2015 году", - резюмирует он.
Когда первый зампред ЦБ Ксения Юдаева презентовала стрессовый сценарий прогноза, исходивший из падения цены нефти до 60 долларов за баррель, ее подвергли в России остракизму, напоминает "Московский комсомолец". Однако за рубежом на это смотрят иначе: глава управления энергетической информации при министерстве энергетики США Адам Сьемински назвал падение цены до 50 за баррель "возможным".
25 ноября в Вене запланирована встреча президента "Роснефти" Игоря Сечина и министра иностранных дел Венесуэлы Рафаэля Рамиреса. За двое суток до саммита ОПЕК, на котором возможна реализация негативного сценария для России (дальнейшее падение цен на нефть ввиду сокращения и объема поставок "черного золота"), они попытаются найти решения, которые спасут нефтяные котировки.
Министр энергетики Александр Новак заявил, что правительство рассмотрит некие меры по ограничению поставок нефти на внешний рынок. Но в самоограничении в первую очередь не заинтересована "Роснефть", которой предстоит гасить немалые валютные долги, а этому сокращение экспортных поставок противопоказано. Да и Минфин не допустит, чтобы федеральный бюджет сделал харакири.
На 27 ноября в Вене назначен саммит ОПЕК, на котором будет обсуждаться изменение квоты на добычу нефти. При этом, пишет вчера Reuters, если страны-члены ОПЕК не договорятся о снижении добычи, это приведет к дальнейшему падению цены на нефть до 60 долларов за баррель. "Цены, упавшие с июня на 34% почти до четырехлетнего минимума, продолжат падение, если ОПЕК не решит снизить добычу как минимум на 1 млн баррелей в сутки" - сообщает информагентство со ссылкой на управляющих фондами, инвестирующими в сырьевые активы.
Однако Александр Новак невысоко оценил шансы на решение ОПЕК снизить квоты. "Роль ОПЕК теперь существенно изменилась. Возвращение к прежним договоренностям во многом зависит от позиции Саудовской Аравии. Мне кажется, что вероятность того, что договорятся, есть, но невысокая", - резюмировал он.
Даже если ОПЕК пойдет на сокращение квоты, например, до 500 тысяч баррелей в сутки, это вряд ли поможет рынку восстановиться, уверены аналитики. Основным же аргументом сторонников сохранения квоты остается идея о том, что если страны ОПЕК сократят добычу, то последующий рост нефтяных цен только лишь подстегнет производство нефти в странах, не входящих в картель, и прежде всего в США.