Гордость советской космонавтики - космодром Байконур - сегодня оказывается не нужным ни России, ни Казахстану. Эпоха космических соревнований и рекордов завершается хозяйственной рутиной, а подсчеты российских экономистов убедительно показывают: лучше маленькое, но свое.
Сегодня Россия стала все чаще говорить о необходимости создания собственного космодрома: уже до 2005 года планирует "перенести" все запуски ракет с Байконура на российский стартовый комплекс в Плесецке, работы по модернизации которого уже начались, пообещал замминистра обороны РФ Александр Косован.
В конце января публично озвучил эту цель и российский президент Владимир Путин. На усовершенствование плесецкого космодрома правительство РФ запланировало выделить около 5 млрд. рублей (167 млн. долл.). Столько Россия платит Казахстану за полтора года аренды Байконура. Таким образом, делает вывод "Независимая газета", пользоваться казахским космодромом просто экономически невыгодно.
Что касается Казахстана, то проблемы комплекса стране не только не нужны, но и непривычны - его финансированием последние 7 лет занималась российская сторона. Дальнейшая судьба бывшего легендарным, а теперь никому не нужного космодрома под вопросом. На последнем заседании совместной подкомиссии по комплексу Байконур, прошедшем на прошлой неделе в Москве, в числе иных социальных вопросов впервые обсуждалась и возможность организации туристических поездок на космодром.
После распада СССР космодром Байконур оказался под юрисдикцией Казахстана. Семь с лишним лет назад Россия подписала с казахским государством соглашение о 20-летней аренде этого мощного военного объекта, согласно которому обязалась ежегодно выплачивать Казахстану 115 млн. долл. Также российская сторона взяла на себя финансирование жизнеобеспечения космогородка Байконур и мероприятий по улучшению экологии территорий, прилегающих к космодрому. Но пользоваться космодромом по-хозяйски, как в прежние времена, даже несмотря на солидную арендную плату, россиянам не пришлось. За последние годы Казахстан неоднократно нарушал двусторонний договор об аренде, объявляя запрет на проведение запусков ракет с Байконура.