В Чечне продолжают разбираться в обстоятельствах произошедшего в среду пожара в 45-этажной башне "Олимп" комплекса "Грозный-сити". Накануне в республику была направлена группа пожарно-технических экспертов из Москвы.
- Гепрокуратура думает, что небоскреб "Олимп" в "Грозном-Сити" могли поджечь злоумышленники
По мнению специалистов, возгорания навесной фасадной системы (НФС) высоток являются довольно типичной проблемой и происходят всегда по одной причине - в результате подмены компонентов этой системы более дешевыми с пониженным классом горючести.
НФС "Олимпа" состояла из четырех элементов - утеплителя, влагозащитной пленки, облицовки и каркаса, на котором все это крепилось к железобетонным стенам, пишет "Коммерсант" со ссылкой на участников расследования инцидента в Грозном. Выполненные из стекло- или базальтового волокна плиты утеплителя и металлический каркас, с точки зрения экспертов, интереса не представляют, поскольку изначально являются негорючими.
Самым же проблемным материалом в НФС является тонкая, порядка 0,1-0,5 мм, пленка-мембрана, призванная защитить утеплитель от проникновения влаги снаружи здания. Мембрана делается из синтетических материалов на основе полиэтилена и легко воспламеняется даже при нагревании порядка 250 градусов. При этом короткое замыкание в электроцепи разогревает металл в месте контакта до 1100 градусов, поэтому возгорания влагозащитной фасадной пленки на стадии строительства высотки, когда доступ к ней открыт, нередки.
Критическая масса
Чтобы загоревшаяся пленка не вызывала масштабного пожара, на фасадах высоток ее делят на горизонтальные полосы высотой в два этажа внутренними металлическими перегородками-рассечками. Небольшое количество расплавленного полиэтилена в случае воспламенения пленки стекает на рассечку и догорает на ней, не позволяя огню распространиться на нижние этажи.
По мнению столичных экспертов, пожар в "Олимпе", бушевавший в течение нескольких часов, свидетельствует о том, что расплавленный полиэтилен свободно стекал по внутренним полостям НФС 150-метрового здания и в некоторых элементах конструкции скопилась его критическая масса. Это, в свою очередь, привело к возгоранию наружных облицовочных панелей, состоящих из композитного синтетического материала, прикрытого с обеих сторон слоями алюминиевой фольги. Именно из-за горения композита локальное возгорание и превратилось в масштабное ЧП: пламя, раздуваемое характерной для высоток с НФС так называемой каминной тягой, стремительно распространилось на весь фасад здания. Огонь в некоторых местах прожигал облицовку насквозь, с ревом вырывался наружу, где, набирая силу, охватывал все новые и новые панели.
Учитывая, что горение происходило на недоступной для наземной противопожарной техники высоте, а сбросить воду на вертикальную стену невозможно было и с вертолета, чеченским пожарным, по сути, оставалось только заливать из брандспойтов нижние этажи. Недостроенное здание не было оборудовано системой пожаротушения. Хотя в данном случае даже работающая система была бы бесполезна, поскольку рассчитана на тушение огня внутри здания, а не снаружи.
Власти Чечни планируют отремонтировать выгоревшее здание. "С помощью Всевышнего мы восстановим это здание, которое будет намного красивее и лучше предыдущего, с использованием самых последних технологий", - пообещал в среду президент Рамзан Кадыров.
Как в Грозном, в Москве уже горело
Пожары в высотных домах по аналогичной схеме - нередкое явление. Так, например, из-за применения горючих материалов в Москве горели фасады бизнес-центра "Дукат плейс", расположенного на улице Гашека, в 2007 году и жилого дома на улице Ивана Бабушкина в 2009 году. Возгорания фасадов высотных домов регистрировались на Дальнем Востоке России, в Казахстане и Китае, отмечает "Коммерсант".
Главный застройщик считает, что все материалы были огнеустойчивыми
"Грозный-Сити" строила турецкая компания "Бора иншаат". По словам представляющего ее интересы адвоката Дагира Хасавова, ее гендиректор Альпер Сури был очень огорчен, когда узнал о пожаре в Грозном.
Ссылаясь на Сури, адвокат сообщил, что у заказчика ни в ходе строительства, ни после не было претензий к качеству работ на объекте. "Материалы, использованные для обшивки здания, отвечали всем требованиям безопасности, в том числе обладали огнеустойчивостью, что подтверждено соответствующими экспертизами, которые производились при закупках", - сказал представитель компании.
Однако, как пояснил Хасавов, осенью 2011 года, незадолго до завершения строительных работ на высотке, власти Чечни в одностороннем порядке расторгли договор с "Бора иншаат", предъявив, по мнению адвоката, застройщику необоснованные претензии в финансовых нарушениях. "На тот момент работы не были завершены, и здания достраивали другие фирмы", - сказал Хасавов, отметив, что вся проектная и техническая документация на грозненские высотки осталась у его доверителя в Турции.
"Московский комсомолец" напоминает, что застройщики также уверяли, что новый комплекс способен выдержать до 9 баллов землетрясения по шкале Рихтера. Этому, помимо иных конструкционных особенностей зданий, способствуют установленные между надземной частью здания и фундаментом круглые металлические пластины диаметром от 1 до 1,5 метра. "Любое горизонтальное смещение при землетрясении приводит к тому, что пластины также смещаются относительно друг друга, сохраняя, таким образом, объект от разрушения. При этом сейсмичность снижается на 2 балла", - писали сами чеченцы о ходе строительства. Но в это, к счастью, пока можно просто верить.