Элитные поселки на Донбассе, где стоимость дач до вооруженного конфликта достигала миллиона долларов, ныне стоят полуразрушенными и разграбленными, с замерзшими бассейнами и разбомбленными мраморными лестницами, пишет украинская интернет-газета "Вести". В некоторых домах миллионеров поселились бойцы добровольческих батальонов, сообщает издание.
Например, элитным местом считался город Счастье в Луганской области: здесь на дачах жили луганские толстосумы - местные владельцы ресторанов, заводиков, магазинов, шахт. Сейчас часть элитных коттеджей захвачена представителями украинского добровольческого батальона "Айдар" или вооруженными людьми, которые представляются "айдаровцами", рассказывает газета.
"Дачи-музеи" владельцам приходится выкупать у полевых командиров
По словам бойцов, найти на донбасских дачах можно все что угодно, - от редких картин до дорогих часов, - интерьером они напоминают небольшие музеи. "Заходишь, а там как в журналах: мраморный пол, лестницы. Причем не подделка, а именно мрамор. Я сам раньше строителем подрабатывал, так что толк в материалах знаю. Дорогая ковка, натуральным дубом отделаны стены, бассейны с посеребренной водой, джакузи, ковры, дорогие камины, хорошая техника - плазмы, микроволновки, электроплиты. Часто это все сразу разбивают, если не успевают вынести. Конечно, находили и сейфы, но были ли там деньги, я не знаю, мне об этом только рассказывали", - рассказал "Вестям" бывший боец батальона "Айдар".
Владельцы элитных дач пытаются каким-то образом вернуть себе имущество. Если нет связей в МВД, СБУ, прокуратуре, чтобы повлиять на непрошеных гостей, то они нанимают свою охрану, приезжают на джипах и пытаются как-то договориться на месте. Если группа вооруженных людей, которая там разместилась, покидать дом не желает, то выходят на полевых командиров и выкупают свой дом. В "Айдаре" уверяют, что их бойцов в чужих домах нет, если там и живут вооруженные люди, то к ним они отношения не имеют, это просто мародеры.
В то же время, по данным "Вестей", замечены добровольцы, которые "ходят с "Ролексами" на руках и продают по бросовым ценам уникальные иконы".
Под Донецком дачам особенно не повезло, но остались и целые - их продают по черному курсу
Поселок Пески, расположенный в паре километров от самой горячей точки боевых действий - Донецкого аэропорта - тоже считался элитным местом. Рядом с простыми селянами тут строили свои дома богатейшие люди Донбасса. "В свое время в Песках была дача у Ахатя Брагина, который до Ахметова (Ринат Ахметов - донецкий промышленник, самый богатый человек Украины. - Прим. ред.) возглавлял ФК "Шахтер". В 94-м году Брагин спасся на этой самой даче от покушения - он залег у себя в голубятне, пока его искали, и таким образом выжил", - рассказывают дончане.
Теперь же в Песках стоят несколько добровольческих батальонов (в частности, "Правый сектор" и Организация украинских националистов), а также солдаты украинской армии. Большинство домов в Песках разрушены.
Но есть и вполне сохранившиеся. Один из них состоит из усадьбы в несколько этажей, гаража, хозблока, зимнего сада и приусадебной территории. Местные уверяют: дом принадлежал одному из директоров Донецкого металлургического завода. "Он строил этот дом около года. Как началась война, бросил все, не успев полностью закончить ремонт внутри. Из дома толком ничего не вывозили, так все и оставили", - рассказывают жители Песок. Едва ли не самая большая достопримечательность коттеджа - накрытый стеклянным куполом бассейн. "Возле дома взрывали снаряды. Вроде и в него попадали. Взрывной волной повыбивало окна, бассейн замерз", - говорят десантники.
Солдаты в Песках уверяют: мародерства в селе нет. "В свое время мы помогали местным вывозить их вещи на освобожденные территории. Было такое, что люди сами оставляли нам ключи от дач, говорили, мол, если увидите, что горит и можно будет потушить, то тушите. С другой стороны, мы знаем, что некоторые дома сожгли представители добровольческих батальонов. Это было сделано из соображений безопасности: сепаратисты нередко проникают в Пески, находят наши или прилегающие к нашим позиции и минируют их", - рассказывают десантники. А в "Правом секторе" заявили, что дома в основном грабили боевики еще до прихода украинских сил.
Между тем, несмотря на усиление обстрелов, дачные коттеджи под Донецком продолжают распродавать. Так, на сайте Olx.ua только за один день накануне появилось более десятка объявлений о продаже домов и земельных участков под Донецком, пишут "Вести".
Чаще всего продают имения на территории, подконтрольной ДНР. Например, в 10 км от Донецка в дачном поселке "Волна-2" за 1,2 млн гривен (по курсу черного рынка - около 60 000 долларов) продается коттедж общей площадью 600 кв. метров. В нем восемь комнат, гостиная, бильярдная, кабинет, три спальни, каминная, сауна, две душевые комнаты и три туалета. Согласно объявлению, дом полностью меблирован итальянской мебелью и находится в отличном состоянии.
Усадьба Януковича чудом сохранилась под обстрелом "Градов", судачат местные
Немало элитных дач и коттеджей остались по ту сторону баррикад, пишут "Вести". На территории, подконтрольной сепаратистам ДНР, находятся сразу несколько некогда престижных загородных комплексов. Один из них - коттеджный комплекс "Хорошово" на берегу Донецкого моря, в 11 км от самого Донецка.
Бои в Хорошово происходили весной, сейчас в поселке, подконтрольном ДНР, относительно тихо. "Некоторые дома разграбили вооруженные отряды, другие стоят нетронутые", - рассказал один из жителей Донецка. Также на территории, подконтрольной ДНР, осталась дача экс-президента Виктора Януковича. Элитный комплекс находится в поселке Калинкино, в Буденновском районе Донецка. На территории усадьбы, кроме трехэтажного дома самого Януковича, расположены коттеджи экс-первой леди и сыновей бывшего президента. Также спорткомплекс и хозблок. Общая площадь - около 65 гектаров.
В августе Калинкино обстреливали с "Градов". В Сети гуляли фотографии полуразрушенных домов, но усадьба Януковича, по слухам, не пострадала. Сейчас имения, как уверяют местные, контролируют представители ДНР.