BBC News

Каким должен быть верующий человек? Улыбчивым, радостным жизнелюбом, открытым людям и миру, или сумрачным затворником? Вопрос этот, при всей очевидности ответа на него, не такой простой.

Вспомним роман итальянского писателя Умберто Эко "Имя Розы", детективный сюжет которого строится вокруг хранимого в монастырской библиотеке трактата Аристотеля о смехе. Прикоснувшиеся к нему молодые послушники, один за другим умирают оттого, что их старший брат в Боге смазал страницы книги смертельным ядом. Воспитанный в духе инквизиции старый монах был уверен, что смех и улыбка – уродливая гримаса, недостойная лица истинного христианина.

Не более уважительное отношение со стороны светских и церковных властей к юмору бытовало не только в средневековой Европе. На осмеивающей свои социальные язвы Руси, не один скоморох поплатился жизнью за слишком уж дерзкие остроты.

Впрочем, сумрачных, нелюдимых государственных и религиозных деятелей можно встретить и в современной России. Взвалив на себя непосильное бремя страдальцев за веру, иные верующие шествуют по миру с перекошенными от злобы лицами. Словно Христос не заповедал человечеству радоваться. В канун Дня смеха корреспондент сайта "Мир религий" попытался выяснить у российских представителей различных мировых религий, не возбраняется ли верующему человеку смеяться? И существуют ли темы, сферы жизни, которые нельзя поддавать осмеянию? Но самое главное, что интересовало задававшего вопросы журналиста – смеется ли Бог? Некоторые религиозные деятели были даже обескуражены как этим вопросом, так и самим фактом обращения к ним в канун Дня смеха, к которому Церковь отношения не имеет.

Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества Михаил Дудко: в своем естественном состоянии, радость, смех, юмор – неизменные составляющие полноценной жизни, в том числе и жизни христиан

С одной стороны, смех, это проявление радости, то есть, вполне естественная эмоция, которая заложена в человеческую природу и как таковая не может быть дурной. Другое дело, что, как и любое другое качество человеческой природы – скажем, к примеру, аппетит или стремление к продолжению рода, – смех тоже может сознательно эксплуатироваться.

В своем естественном состоянии, радость, смех, юмор – неизменные составляющие полноценной жизни, в том числе и жизни христиан. Однако большое смущение вызывает современный подход к юмору и смеху, которые стали индустрией и уже просто вызывают раздражение. При этом не только у верующих, но и у людей светских. Лично я против такого искусственного, поставленного на коммерческую основу подхода к смеху. Юмор должен быть естественным, органично встроенным в жизнь, а не средством времяпрепровождения перед телевизором, как это часто бывает.

Уместность или неуместность смеха и юмора должно подсказывать естественное течение жизни, нужно учитывать контекст, чтобы не плакать на свадьбе и не смеяться на похоронах. Если, к примеру, человек решил пройти великий пост, который сопряжен не только и не столько с отказом от пищи, сколько с духовной собранностью, то вряд ли разумно разрушать это собранное состояние, которое нелегко дается, походом в День смеха на концерт Петросяна. О неуместности юмора можно говорить и в случаях с известными карикатурами, которые вместо улыбки вызвали громкий общественный скандал. Поэтому, конечно, есть сферы, в которых нужно проявлять особую осторожность и лежат они, в том числе, где-то рядом с религией. Безусловно, есть и другие святые чувства, национальные, например, над которыми смеяться грешно.

Вопрос о том, смеется ли Бог, достаточно неожиданный. Я знаю, что Христос плакал. А вот о том, что Он смеялся, я в священных писаниях не читал. Выдумывать же просто не берусь.

Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: чувство юмора, прежде всего, присуще человеку, который ощущает любовь, в том числе любовь Божью

Не думаю, что стоит опрашивать религиозных деятелей о праздновании 1 апреля, ведь Церковь к этому событию общественной жизни отношения не имеет. Что касается отношения к смеху, то оно у нас очень позитивное, чувство юмора изначально присуще человеку. Есть даже книга "Отцы пустыни смеются", в которой собраны юмористические, забавные эпизоды из жизни пустынников. Бог желает нам добра, Бог есть любовь, и осознание этого доставляет человеку эмоциональную радость.

Однако нельзя настоящую христианскую радость сводить только к эмоциональным ее проявлениям. Нельзя легкомысленно относиться к миру и впадать в крайности. Все зависит от того, какое место юмор занимает в нашей жизни, над чем человек смеется, ведь существуют сферы, где смех будет неуместным.

Что касается вопроса о том, смеется ли Бог, то я расскажу в связи с этим одну притчу, даже скорее анекдот. Когда Господь сотворил мир, то на этот акт творения различные люди по-разному реагировали. Физик рассуждал, каким образом Бог творил мир, политик сразу же взялся этот мир обустраивать, философ рассуждал на тему первопричины мира, а мистик смеялся и хлопал в ладоши от радости.

Председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Сергей Ряховский: христианство, и в частности протестантизм, никогда не выступали против того, чтобы люди смеялись, радовались жизни

Вера прежде всего дает человеку радость жизни. А радость жизни все же связана со смехом, с улыбкой. В христианстве очень много веселых, радостных людей, потому что служение Христу радостно, служение Богу доставляет удовольствие. Эта радость не имеет ничего общего с плоским и безнравственным юмором. Здоровый же смех продлевает людям жизнь. Поэтому. Существует масса христианских юмористических произведений.

Конечно же, есть сферы, где смех неуместен. Это, прежде всего, личность святой Троицы, тема священного писания. Хотя в самом Писании, в том месте Бытия, где Бог говорит с Авраамом, Сара, которая должна была родить Исаака, рассмеялась. В священном Писании много подобных радостных историй.

Относительно же того, смеется ли Бог, то в Священном писании так и сказано: "И Бог посмеется над ними". В Евангелии мы неоднократно встречаем призыв непрестанно радоваться.

Ректор Московского исламского университета Марат Муртазин: смех должен быть направлен на то, чтобы помочь людям, а не на то, чтобы их каким-то образом унизить

Мусульманин всегда должен быть жизнерадостным, всегда положительно смотреть на любую ситуацию, в которую он попал, потому что Аллах нам предписывает, никогда не отчаивается. Религия нас учит, какие бы трудности не были, всегда говорить "слава Аллаху!" и всегда надеяться на лучшее. Поэтому радость, улыбка – это неотъемлемые черты всякого мусульманина.

Нельзя смеяться над горем своих братьев, над человеком, попавшим в трудную, неблагоприятную ситуацию. Смех должен быть направлен на то, чтобы помочь людям, а не на то, чтобы их каким-то образом унизить. Ну и, само собой, нельзя смеяться над святынями – это уже даже не религиозный вопрос, это вопрос общечеловеческих ценностей.

Бог любит нас, Он всегда открывает нам врата Своей милости. Но смех – это не тот атрибут, который присущ Богу.

Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган: поскольку Всевышний смеется больше нас всех, то естественно, смех людей – это смех Всевышнего

Смех отличает человека от животных и человек подобен Господу именно тем, что он может смеяться. Больше чем Господь, наверное, никто не смеется. Так что свойство человека смеяться, это дар Божий. В Библии не только много различных метафор, там много такого, что веселит сердце человека. Ибо самые серьезные вещи нужно говорить в веселой форме. Смех ведь самое убийственное оружие против зла, несправедливости. Поэтому 1 апреля самый подходящий и веселый праздник для всех добрых людей, это день, который очищает нас, когда мы от души можем высмеять дурное, страшное, злое. Особенно смехом, как оружием против страза, пользуются дети.

Чтобы самому не впасть в серьезность, попытаюсь вспомнить какую-то веселую историю – на самом деле в нашей традиции есть очень много веселых историй на темы раввин и поп, раввин и муфтий и так далее. Расскажу совсем недавний случай, который похож на анекдот. В Севилье проходил всемирный саммит раввинов и муфтиев. Каждое утро и каждый вечер и те и другие молились в разных залах. Муфтии, разумеется, молились, повернувшись в сторону Мекки, раввины, естественно, в сторону Иерусалима. Но, как вы понимаете, и те и другие обращались лицом в одну и ту же сторону – на восток. Видимо у муфтиев был человек, хорошо ладивший с географией, они сразу определили нужное направление. Евреи же замешкались и начали спорить, в какую сторону нужно повернуться. Наконец один раввин пошел посмотреть, куда же молятся муфтии. Так, благодаря мусульманам мы, наконец, определили, где восток и Иерусалим. Потом все посмеялись, это был добрый пример межрелигиозного мира и согласия.

Не думаю, что есть сферы жизни, которые нельзя поддавать осмеянию, смех, на мой взгляд, самая живительная вода для любого человека, какую бы высокую должность он не занимал. Поскольку Всевышний, как я уже говорил, смеется больше нас всех, то естественно, смех людей – это смех Всевышнего. А поскольку людей на земле великое множество, то Господь не прекращает смеяться. Поэтому смеяться, я считаю, можно над всем, веселый нрав всегда сопряжен со здоровьем. Но при этом нельзя заставлять публично краснеть человека, смех не должен никого унижать.

Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: смех должен ассоциироваться с добрыми делами, со здоровым, пребывающем в достатке обществом, в котором нет неразрешимых конфликтных ситуаций

Смех всегда присущ людям, которые ведут здоровый образ жизни, что свойственно верующим. С другой стороны, смех, шутки, дающие эмоциональную разрядку, способствуют тому, чтобы мы были здоровыми. Поэтому в обществе должны преобладать добрые, улыбчивые люди. Сам же смех должен ассоциироваться с добрыми делами, со здоровым, пребывающем в достатке обществом, в котором нет неразрешимых конфликтных ситуаций, нет мрачных, несчастных людей.

Хотя в мире существуют разные религии, все люди в принципе одинаковы, все любят посмеяться, пошутить. Тем не менее, смех, шутки не допустимы, если они противоречат религиозным канонам, оскорбляют личность или духовные ценности.

Что касается вопроса о том, смеется ли Бог, то хочу напомнить, что буддизм Бога-Творца не признает, но у нас есть пантеон божеств. Есть разные ипостаси божеств, в их числе и те, которые проявляют эмоцию радости.

Президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхакти Вигьяна Госвами: Бог смеется, когда видит людей, которые пытаются с Ним соперничать, или говорят что Его нет

В соответствии с ведической философией внутренняя природа души – это блаженство. И когда человек возвращает свою утраченную духовную природу, то он вместе с ней возвращает утраченное блаженство. Смех в материальном мире часто воспринимается, может быть, не как самая почетная эмоция, но с другой стороны, он все же часть человеческой природы. Человеческая же природа, как известно, является отблеском природы божественной, поэтому смех, безусловно, исходит от Бога и может служить, в том числе, и духовным целям.

Конечно, в любой религии есть сферы, которые для верующих являются священными, поэтому они не должны выставляться на осмеяние. Люди должны с большим уважением относиться к чужим святыням. В любой религии есть акты, которые называются святотатством. И если кто-то будет глумиться над моими святынями, что является святотатством, то я не смогу близко общаться с таким человеком. Нет сомнения, что глумление над чужими святынями сеет в обществе раздоры и вражду.

Порой кажется, что Бог только и делает, что смеется. По крайней мере, в ведических писаниях говорится, что Он, если не смеется, то всегда улыбается. Потому что Бог по природе своей является воплощенным блаженством, воплощенным счастьем. Древнейшее на земле священное писание "Шримад Бхагаватам" утверждает, что вся материальная природа с ее красотой, с радугами, реками, водопадами – это улыбка Бога. И эта "улыбка Бога", которая нас окружает, может дать представление, какой Сам Бог. Так что Господь всегда счастлив. Иногда Он смеется, когда видит людей, которые пытаются с Ним соперничать, или говорят что Его нет.