У россиян есть более чем достаточно поводов для всякого рода фобий. К внушающему ужас словам "терроризм", "Беслан" недавно прибавился еще один термин – "Кондопога", который стал символом реальных социальных угроз, вызванных накапливаемой в обществе национальной и религиозной нетерпимостью и порожденным борьбой за власть соперничеством.
Между тем, религия, как известно, должна не усиливать страхи, а избавлять людей от них и порождающих их причин. Однако обмирщение религии приводит к тому, что она если даже и не становится источником страхов, как это происходит в случае с фанатичным насаждением своей веры исламистами, то все равно не избавляет людей полностью от фобий и тревог.
Разделив экономически развитые западные страны на два основных типа, социологи Исследовательской группы ЦИРКОН заметили, что различные конфессии по-разному влияют на уверенность людей в завтрашнем дне. Выяснилось, что схожесть стран во многом определяется языком и религией. Например, католический тип религиозности, роднящий Францию и Италию, оказался связанным с более высокой тревожностью – по сравнению, скажем с американским – в значительной степени протестантским.
Что касается России, то, судя по недавним опросам, на Бога у нас надеется 26 % россиян и столько же, что любопытно, уповают на государство. Большинство же предпочитает верить в свои силы.
Корреспондент сайта "Мир религий" обратился к российским религиозным лидерам, представляющим пять мировых религий, со следующими вопросами:
- Что является причиной страхов?- Испытывают ли верующие меньше фобий, нежели атеисты?
Попутно он попросил духовных лидеров определить, какой же все-таки процент россиян уповает на Бога, дабы сопоставить социологические исследования с пониманием религиозной ситуации в стране самими духовными лидерами.
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Всеволод Чаплин: надежда на Бога – это не повод опускать руки, не повод переложить на Бога ответственность за свои поступки, за свою жизнь
Причиной страхов, которые преследуют человека, является отсутствие веры. Человек не должен бояться ничего и никого, кроме Бога. Если человек боится собственных или чужих грехов, боится злой силы, от которой зависит, то это признак маловерия. Поэтому люди, испытывающие страхи, верят в приметы, пытаются откупиться от зла или даже подружиться с ним, но в результате они всегда становятся несчастными.
Тот, у кого сильная вера, не боится ничего, даже смерти. Дело даже не в том, что религия защищает от страхов, уверовавший человек просто понимает, что по большому счету ему бояться нечего. Если человек устремлен в небо, устремлен к вечной жизни, он понимает, что даже самое страшное, что может случиться на земле, не способно поколебать его веру, его надежду. А значит и радость, и внутреннюю свободу от всякого страха. На Бога в России полагается меньшинство, но меньшинство внушительное. Как подсказывают интуиция и знание реальной религиозной ситуации, это где-то около четверти населения. Столько людей, по крайней мере, имеет дома религиозную литературу, что-то знает о своей вере, пусть нечасто и больше дома, чем в храме, но все же практикует молитву. Надежда в нашей сложной жизни – это как раз одно из тех чувств, которые человек чаще всего связывает с Богом. Очень многие люди разочаровались в вере в собственные силы, в вере в человеческие институты, что в нашей жизни вполне естественно. Поэтому, конечно же, люди возлагают надежды на Бога. Но при этом им хочется сказать, что надежда на Бога – это не повод опускать руки, не повод переложить на Него ответственность за свои поступки, за свою жизнь. Наша надежда не должна быть пассивной, мы должны обратиться к Богу в молитве, попросить Его дать силы и с этими силами и с Божьей помощью вести лучшую, более достойную жизнь.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: если Бог с человеком, если человек чувствует присутствие Бога в своем сердце, то он уже не боится завтрашнего дня
Страх – понятие многозначное. У человека существует так наз. "экзистенциальный страх", который, имея глубинную природу, присущ всем людям. Религия как раз помогает человеку преодолевать страхи. Фобии, о которых говорят социологи, как правило, связаны с тем, что у человека далеко не всегда надлежащим образом выстроена иерархия ценностей. У по-настоящему верующего человека духовные ценности превалируют, и если Бог находится на соответствующем Ему главном месте, то и все остальные вещи также будут находиться на своих местах. "Господь – пастырь мой, ни в чем я не испытываю нужды", – поется в псалмах. Если Бог с человеком, если человек чувствует присутствие Бога в своем сердце, то он уже не боится завтрашнего дня. Оттого-то у верующих людей всякого рода страхов должно быть гораздо меньше.
Существует понятие так наз. "страха Божия", о котором мы часто читаем в священном писании. Но он не связан с психологическими страхами, которым подвержены люди. Страх Божий основан на том, чтобы жить в соответствии с Божьей волей.
Думаю, что утверждение "я полагаюсь на Бога", которое приведено в социологическом исследовании, еще не гарантирует того, что все под ним подписавшиеся избавлены от страхов. Даже у верующих людей есть проблемы с правильной иерархией ценностей, и Церковь должна помогать ее выстраивать. Мне кажется, что формально количество "полагающихся на Бога" в соцопросах может быть очень велико – от 30 до 70%. Проводить социологические опросы в религиозной сфере очень трудно. Если человек говорит, что он полагается на Бога, это еще не значит, что так происходит на практике, это трудно эмпирически измерить.
Председатель Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский: единственный страх, ведомый верующим людям – остаться без Бога
Глубинной причиной страха является неверие в Бога. Человек верующий свободен от страхов, потому что, как написано в Евангелии, совершенная любовь, т.е. Божья любовь, изгоняет всякий страх. Поэтому для избавления от него существует только один способ – поверить в Бога, и тогда любая ситуация, которая может вызвать социальный, душевный страх, человеком переносится спокойно.
Конечно, у всех людей присутствует, к примеру, страх за свою жизнь, за своих близких. Но верующий человек признает только один страх – страх Божий, который есть любовь, а в ней растворяется любой страх. Для меня вера в Бога, жизнь по священному Писанию является преодолением любых фобий, начиная от темной комнаты в детстве и заканчивая социальными, политическими потрясениями, которым мы все подвержены. Не зря в России бытует поговорка, "от сумы да от тюрьмы не зарекайся". Сама наша история внушает страх, он присутствует у людей на генетическом уровне. Но верующий человек, даже если его за веру репрессируют, свободен от этого страха, как и от страха смерти. Мой совет людям, пока что не пришедшим к вере, посмотреть, как живут те, кто верит в Бога, кто идет в церковь не из страха или социальной моды, а по велению сердца.
Учитывая нашу гениальную пословицу, которая, кажется, есть только в России – "на Бога надейся, а сам не плошай", – я думаю, что количество полагающихся на Бога у нас не должно превышать 25%. Когда некоторые наши очень уважаемые религиозные деятели говорят, что в России восемьдесят процентов верующих людей, я только хочу улыбнуться в ответ, потому что у нас в государстве как минимум 40% атеистов, исповедующих неверие как религию.
Руководитель аппарата Совета муфтиев России Сабуянов Харис Ахмедович: страх – вполне естественное явление, и каждый человек по-своему к нему относится и пытается его преодолеть
Я не могу сказать, что все россияне в данный момент подвержены какому-то паническому страху, хотя очевидно, что человеку, вне зависимости от национальности и вероисповедания, присуще бояться многих вещей. Это может быть, как ни чем внешним не обусловленная боязнь ночью выйти на кладбище или даже на улицу, так и вполне объяснимый страх перед войной или экстремистами. Страх – вполне естественное явление, и каждый человек по-своему к нему относится и пытается его преодолеть. Безусловно одно – люди должны всегда трезво оценивать ситуацию, быть внимательными и осторожными.
Что касается верующих людей, то они знают, что им Господь дает разум, чтобы адекватно оценивать ситуацию, чтобы прогнозировать события на основании уже обретенного опыта. Верующие обращаются к Всевышнему с просьбами, чтоб Он их хранил, чтоб помог им.
Думаю, что уповающих на Господа в России 15–20%, в соответствии с количеством верующих, активно занимающихся религиозными обрядами, поклоняющихся Богу. В большинстве своем мусульмане даже на генетическом уровне никогда не порывали с религией, даже если в советское время менее активно посещали мечети и не соблюдали всех обрядов.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган: лучший путь преодоления фобий – образование, мы в России должны понять, что самое выгодное капиталовложение – не нефть и не газ, а человек
Страхи – это защитная реакция, существующая для того, чтобы человек долго жил, был благословлен. Человек должен быть богобоязненным, испытывать определенные страхи перед тем, что ему неизвестно. Поэтому, ничего ужасного в том, что у человека есть страхи. Другое дело, что он должен каждый раз их преодолевать, ибо в противном случае невозможно быть благородным, поступать жертвенно, поступать так, чтобы мир стал лучше. Поэтому мы должны с уважением относиться к человеку с его всевозможными фобиями, должны помогать их преодолеть, тем более, что они могут оказаться ложными. Например, если иудеи начнут бояться мусульман, то это ложный страх, я бы попытался переубедить своих братьев. То же самое касается обратной ситуации – если бы мусульмане начали относиться к иудеям как к врагам, то я бы тоже пытался их разубедить. Состоявшийся летом межрелигиозный саммит показал, что у нас много общего.
Между тем существуют реальные угрозы и нужно их вычленять. Это, например, религиозный экстремизм, искаженное представление о своей собственной религии и религии других. Это происходит из-за того, что какие-то шейхи неправильно толкуют Коран и внушают верующим стать смертниками, воспитывают в них ненависть к людям других культур и вероучений. Лучший путь преодоления фобий – образование, мы в России должны понять, что самое выгодное капиталовложение – это не нефть и не газ, а человек. Нашим гражданам мы должны предоставить доступное, самое качественное образование. В иудаизме всегда самое почетное место отводилось грамотному человеку – чем больше человек знает, тем он сильнее и добрее. Конечно, уверовав в Бога, человек чувствует себя защищенным, ибо Господь есть причина всего сущего.
На мой взгляд, на Бога в России надеются, наверное, где-то 15%. На самом деле, надеяться на Бога, это значит надеяться на себя, надеяться на других людей, на свой народ и, в последнюю очередь, на государство, о котором в Библии очень мало сказано.
Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: нужно философски относиться к жизни, нужно вырабатывать положительное мышление, избавляться от внутренней суетности
Страхи предопределяются разными причинами, в частности, состоянием уровня жизни. Но, с другой стороны, люди, испытывающие страхи, сами себя загоняют в определенные узкие рамки, поэтому ни в коем случае не нужно замыкаться на своих фобиях. Если человек после каждой неудачи говорит, что ему "постоянно не везет", то он сам себя настраивает на плохое, у него появляется синдром страха. Поэтому нужно философски относиться к жизни, нужно вырабатывать положительное мышление, избавляться от внутренней суетности. У суетных людей всегда будут проблемы, у них нет покоя в душе, нет постоянства, уравновешенности.
В буддизме практикуется уравновешенность, терпение. Человек не должен бросаться в крайности, он должен действовать осмысленно и позитивно. Я думаю, что в России на Бога уповает не очень много людей, где-то 27%.
Президент Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Бхакти Вигьяна Госвами: если мы верим в существование Бога и понимаем, что Его воля руководит нами в жизни, то ни о каком страхе и речи быть не может
Страх – это состояние души, отвернувшейся от Бога. В конечном счете, любая форма страха основана на том, что отвернувшаяся от Бога душа начинает отождествлять себя с материей, со своим телом. В этом случае наша жизнь становится временной. Мы ходим здесь по лезвию бритвы, поэтому, естественно, нас везде неотступно преследует страх. Однако, в соответствии с религиозной философией вайшнавов, боязнь смерти является недоразумением, результатом того, что бессмертная по своей природе душа отождествила себя с материальным, обреченным на смерть телом. Единственным способом избавления от страха является возвращение нашего сознания, похищенного материей, обратно к Богу.
Что касается того, защищены ли верующие люди от страха, то дело не в том, считает себя человек верующими или нет, а в том, верует ли он по-настоящему. Настоящая вера в Бога и полное подчинение Его воле равносильны полному избавлению от всех страхов. Потому как, если мы верим в существование Бога и понимаем, что Его воля руководит нами в жизни, то ни о каком страхе и речи быть не может. Но такая вера может появиться только в результате непосредственного живого опыта богообщения, что дано не каждому. У всех остальных, чья вера имеет более-менее теоретический характер, страх будет оставаться в обратно пропорциональной зависимости от глубины их веры.
Мой опыт общения с людьми подсказывает, что свое доверие к Богу декларирует, наверное, где-то 25-30%.