Известный миссионер, профессор богословия диакон Андрей Кураев считает, что раскол Церкви на Православную и Католическую не так глубок, как может показаться на первый взгляд.
"Не стоит преувеличивать меру этой разделенности", - сказал он в интервью агентству "Интерфакс" сегодня, в 950-ю годовщину со дня окончательного разделения Христовой Церкви.
"Наш раскол глубок и серьезен с религиозной точки зрения, но с точки зрения культурной и социальной наше разделение никогда не доходило до полной изоляции", - подчеркнул собеседник агентства, напомнив, что в течение всего прошедшего тысячелетия между Церквами происходил постоянный обмен идеями, культурными и даже духовными достижениями.
"Православие не закрыто от влияния опыта западной духовной культуры. Достаточно вспомнить, что выражение "малиновый звон" происходит от названия Академии колокольного звона в бельгийском городе Малине", - сказал Андрей Кураев.
"С другой стороны, - добавил он, - в любом католическом храме Европы вы найдете православные иконы, преимущественно русские, в любом из католических книжных магазинов - большое количество книг о православии как православных авторов, так и католических, написанных с большой симпатией и пониманием к православному духовному пути".
"Таким образом, - подчеркнул Андрей Кураев, - многим людям, которые смотрят на наши отношения со стороны, кажется, что мы до сих пор находимся в состоянии чуть ли не крестовых походов. Но это не так. Не надо думать, что есть только две альтернативы: или тотальная религиозная война, или всецелое подчинение римскому папе. Есть еще пространство диалога, иногда критического, иногда взаимоприемлющего. В диапазоне этих двух интонаций и развиваются наши отношения в последние полвека".
При этом Андрей Кураев не исключил, что в будущем Католическая и Православная церкви станут понятнее друг другу.
"Православие - это "старообрядчество" Европы, - сказал он. - Мы сохраняем ту систему ценностей, которая была характерна для всего Старого Света в былые столетия, особенно в тысячелетие церковного единства. И если с развитием новой, глобальной, цивилизации все более будет стираться ее христианский акцент, то, может быть, и Католическая церковь серьезнее задумается уже не о том, чтобы поспевать в ногу со временем, а о том, чтобы не оторваться от своих апостольских корней".
По мнению Андрея Кураева, в этом и состоит главное отличие православия от католичества. "Православный проповедник, - пояснил он, - скорее пожертвует своей популярностью, но выскажет точку зрения, которая тем не менее будет традиционной, пусть даже это непопулярная точка зрения. Для католического же миссионера всегда важнее было быть со всеми".
На взгляд Андрея Кураева, и в той, и в другой позиции есть свои плюсы и минусы. "Но если и дальше новая мировая цивилизация будет все более отходить от христианства, дерзить ему, тогда, возможно, католическое духовенство придет к выводу, что его задача - не вернуть этот мир в Церковь, а защитить Церковь от опасного влияния мира. И тогда католикам станет понятнее пафос православия".