Участники церковно-народного собрания Абхазии, состоявшегося в воскресенье в Новом Афоне, приняли обращение к Собору Православной церкви и его председателю, Вселенскому патриарху Варфоломею I, с просьбой об определении статуса православной общины Абхазии.
В обращении отмечается, что "грузинский патриарх Илия II не представляет ни Абхазскую церковь, ни христиан Абхазии и за последние 22 года ни разу не побывал в Абхазии". В письме к Вселенскому патриарху утверждается, что "абхазы никогда не считали себя частью грузинского этноса и принадлежащими к Грузинской церкви", сообщает "Интерфакс".
"Участники второго Церковно-народного собрания вновь обращаются к Вашему Всесвятейшеству, как председателю на Святом и Великом соборе, обратить внимание на положение, в котором оказалась православная паства Абхазии. Мы также свидетельствуем перед Святым и Великим собором, что делегация Грузинской православной церкви во главе с католикосом-патриархом Илией, носящим с 2010 года титул и митрополита Пицунды и Сухумо-Абхазского, не имеет права представлять православную паству Абхазии", - отмечается в обращении.
В документе содержится просьба "создать межправославную комиссию под председательством Вселенской патриархии для обсуждения вопроса по пересмотру канонических границ Грузинской православной церкви (ГПЦ) и определения статуса православной общины в Абхазии".
Глава Священной митрополии Абхазии (СМА) иеромонах Дорофей (Дбар) считает, что единственным решением проблемы является воссоздание автокефалии Абхазской православной церкви.
"Решение абхазской церковной проблемы для нас должно означать поэтапное воссоздание института автокефальной поместной православной церкви на территории современной Абхазии", - заявил он на собрании.
За принятие обращения проголосовали все участники второго Церковно-народного собрания.
Первый Церковно-народный сход состоялся в Новом Афоне 15 мая 2011 года. На нем была создана Священная митрополия Абхазии. Совет Священной митрополии заявил тогда о независимости от Абхазской православной церкви. Это вызвало недовольство главы Сухумо-Абхазской епархии Виссариона Аплиаа, который обвинил монахов в "непослушании и раскольничестве". Священники Дорофей и Андрей были временно запрещены в служении, а в июле 2013-го Кубанская митрополия призвала верующих не посещать Новоафонский монастырь и не участвовать в обрядах, которые проводят там иеромонахи.
Представители Сухумо-Абхазской епархии не участвовали во втором церковно-народном собрании, организованном СМА. И. о. управляющего епархией иерей Виссарион Аплиа считает прошедшее собрание "неправославным и неканоническим".
Напомним, что в начале апреля нынешнего года президент Абхазии Рауль Хаджимба на встрече с представителями совета не признанной мировым православием Абхазской православной церкви (АПЦ) призвал разрешить церковный раскол в республике правовым путем, сообщает официальный сайт главы республики.
В ходе беседы в Сухуми обсуждались различные пути урегулирования церковных разногласий. Хаджимба отметил, что при решении вопроса должно учитываться мнение общества.
"Мы ни в коем случае не должны допустить столкновения наших граждан на религиозной почве - это очень опасно и может заложить основы нестабильности на долгое время. Поэтому, как бы ни были трудны переговоры и встречи, их необходимо продолжать", - заявил руководитель Абхазии.
Хаджимба обратил внимание на один из вариантов урегулирования, предполагающий включение в состав Абхазской православной церкви Священной митрополии Абхазии, и призвал главу последней иеромонаха Дорофея (Дбара) и его сторонников рассмотреть данный вариант.
Глава государства также отметил, что в соответствии с постановлением правительства республики от 28 декабря 2010 года монастырь Святого апостола Симона Кананита и храмы, находящиеся на территории монастыря и города Новый Афон, переданы в безвозмездное бессрочное пользование АПЦ. По его словам, данное решение "не может быть подвергнуто сомнению".
Что известно о православной церкви в Абхазии
В сентябре 2013 года в Москве состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с группой православных священнослужителей из Абхазии. Встреча была организована по их просьбе.
"В ходе собеседования с озабоченностью отмечались неудовлетворительность нынешней церковной ситуацией в республике и необходимость ее урегулирования в строгом соответствии со священными канонами Церкви", - говорилось в сообщении пресс-службы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.
Представители абхазского духовенства проинформировали тогда предстоятеля РПЦ о церковной ситуации в Абхазии и о негативных последствиях раскольнической деятельности запрещенных в священнослужении клириков, "в попрании канонов Церкви дерзающих совершать Божественную литургию и иные священнодействия в Новоафонском монастыре", говорится в сообщении.
Во встрече участвовали управляющий самопровозглашенной Абхазской православной церковью священник Виссарион Аплиа, члены ее церковного совета иеромонахи Игнатий (Киут), Василиск (Лейба) и другие.
Виссарион Аплиа ранее заявлял, что Церковь в Абхазии может твердо встать на ноги только при поддержке Московского патриархата, а президент Абхазии Александр Анкваб попросил Русскую церковь взять под свое попечение верующих республики и рукоположить абхазского епископа.
По его словам, кризисная ситуация в Церкви на территории Абхазии сложилась во время грузино-абхазского конфликта, когда "Грузинская православная церковь совершенно определенно поддержала военную агрессию". С тех пор верующие Абхазии и их духовные наставники - абхазские и русские священнослужители - вели церковную жизнь самостоятельно, отмечал Анкваб.
В свою очередь, в Московском патриархате считают, что решение вопроса о будущем церковной жизни в Абхазии должно быть принято на основе канонов (Русская церковь признает Абхазию в качестве канонической территории Грузинского патриархата), но одновременно и с учетом воли абхазского народа.
Как известно, в результате грузино-абхазской войны 1992-1993 годов священнослужители Грузинской церкви, в юрисдикции которой находится Абхазия, вынуждены были покинуть эти земли, а окормление обездоленной паствы с тех пор фактически осуществлял Московский патриархат.
По негласной договоренности Москвы и Тбилиси абхазы получали духовное образование в Московских духовных школах и рукополагались архиереями Русской православной церкви, однако в Москве неоднократно подчеркивали, что Абхазия является канонической территорией Грузинского патриархата.
В 2009 году на собрании духовенства Абхазии управляющий бывшей Сухумо-Абхазской епархией Грузинской церкви протоиерей-абхаз Виссарион Аплиа в одностороннем порядке провозгласил автокефалию Абхазской поместной церкви с двумя кафедрами - Сухумской и Пицундской - и обратился к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой признать независимость Абхазской церкви. Несмотря на многочисленные просьбы абхазского духовенства, патриарх Кирилл был непреклонен и подчеркнул, что решение церковных проблем в Абхазии возможно только на основе канонов и при непосредственном участии Грузинской патриархии.
В результате среди абхазов стало расти недовольство позицией Москвы, и в мае 2011 года в Абхазии участниками Церковно-народного собрания была создана еще одна "митрополия" с кафедрой в Новом Афоне, целью которой была провозглашена "независимая Абхазская церковь". Собрание было созвано молодыми абхазскими священнослужителями архимандритом Дорофеем (Дбаром) и иеромонахом Андреем (Ампаром), которые решили искать признания своей "юрисдикции" не в Москве или Тбилиси, а у Константинопольского патриархата.
В связи с этим они предприняли поездку в Турцию, где в качестве простых паломников были приняты Вселенским патриархом. Позднее патриарх Варфоломей дал разъяснения по поводу этой встречи. В Константинополе настаивали, что встреча была неофициальной и абхазской делегации после многих просьб об аудиенции, как любому желающему христианину, была дана возможность встретиться с Варфоломеем. При этом подчеркивалось, что Абхазия является канонической территорией Грузинской православной церкви.
Ранее архиерей Русской православной церкви епископ Майкопский и Адыгейский Тихон за раскольнические действия запретил в служении отца Дорофея и отца Андрея, которые являются заштатными клириками Майкопской епархии Русской церкви, где получили священный сан.