Далай-лама XIV выступил накануне перед студентами в Индийском институте менеджмента в Ахмедабаде. Темой необычной лекции, прошедшей в переполненной аудитории, стали этические практики в бизнесе, сообщает Центр тибетской культуры и информации.
"Только оставаясь нравственными в бизнесе или управлении вашей компанией, вы преуспеете. Это часть человеческого бытия, - приводит его слова NDTV.com. – Неважно, верующий вы или нет, этика - помимо успеха в бизнесе - поддерживает мир в вашем уме и физическое благосостояние. Этика и успех не противоречат, а взаимно дополняют друг друга".
Самый почитаемый буддист мира выступил в своем стиле, отмечает Livemint.com, признав, что ничего не знает о бизнесе ("Если вы попросите меня управлять бизнесом, он рухнет через неделю", сказал он), и определив свою версию экономических убеждений как "буддийско-марксистскую". Капитализм имеет узкую смысловую направленность - простое извлечение прибыли, добавил он, тогда как марксизм беспокоится о передаче и распределении этой прибыли вплоть до последнего человека в обществе. "Я монах-марксист, буддист-марксист, - цитирует его выступление Express India. - Я принадлежу к марксистскому лагерю, поскольку в отличие от капитализма марксизм более этичен. Как идеология, марксизм заботится о благосостоянии работников и верит в распределение благ между всеми людьми в государстве". Напомним, что несколько дней назад в интервью французскому еженедельнику Le Nouvel Observateur высокий собеседник издания назвал себя буддистом в марксистском одеянии.
В ходе лекции Далай-лама высказал также взгляд на то, как компании должны управлять людьми. "Взаимоотношения между работодателем и наемным сотрудником должны основываться на доверии и открытости. А доверие придет, если сотрудник будет думать об организации как о своей собственной, а работодатель будет демонстрировать добросердечность, сочувствие и умение прощать", - сказал он.
Глобальная экономика создала в каждой стране мира огромные экономические различия, отметил духовный лидер тибетского буддизма. "В отсутствие нравственного отношения к деньгам, все общество страдает от ощущения неуверенности в будущем. Эксплуатация трудящихся достигает максимума в развивающихся странах. На высокий уровень – подобный тому, на каком была эксплуатация в странах Запада столетие тому назад, во времена индустриализации, - вышла эксплуатация в Индии и Китае", - сказал он.
Этика, сказал Далай-лама, может подразделяться на теистическую, нетеистическую и светскую, не обязательно основывающуюся на религиозной вере. "Во всех трех случаях определение этики остается одним и тем же. И теистические и нетеистические религии отстаивают любовь, прощение, терпение и сострадание. С другой стороны, светская этика базируется на реализации тех же идей на основе здравого смысла и личного опыта. В фундаменте этики бизнеса должны лежать доверие и открытость. Даже в соответствии с современными научными исследованиями добросердечность имеет значение для счастья, благополучия и здоровья личности. Как следствие, она формирует твердую основу для счастливого общества", - сказал Далай-лама.
Таким образом, тему лекции Далай-ламы можно определить так: бизнес и экономика без сострадания никогда не приведут к процветанию и миру. Только мирный ум, сказал он, может вести к оздоровлению индивидуумов и общества в целом. Кстати, говорил Далай-лама не более 10 минут, заявив, что предпочел бы больше времени уделить ответам на вопросы. Конечно, прозвучали предвидимые вопросы об Индии и Китае, о проблеме независимого Тибета, на которые он ответил обычным образом – что он и его сторонники добиваются большей автономии для Тибета, чтобы сохранить тибетскую культуру, но не возражают против того, чтобы Тибет оставался в составе Китая.
После лекции Далай-лама лично пообщался с некоторыми получающими последипломное образование студентами. "Далай-лама высказал идею, которую в самом деле стоит внедрить в корпорациях, о том, что нужно также практиковать этику в светской форме на рабочих местах", - сказал один из индийских студентов, присутствовавших в зале.