Видный представитель буддизма Школы Карма Кагью Лама Оле Нидал завершил свой традиционный лекционный тур по России. За три недели он посетил 11 городов страны. На пресс-конференции, состоявшейся накануне в Москве Лама ответил на разнообразные вопросы журналистов, сообщает пресс-служба Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью.
Поскольку в этом году лекционный тур по России совпал с эскалацией конфликта в Тибете, многие вопросы касались ситуации в этом регионе. Большое внимание буддийский лидер уделил борьбе с наркотиками. Значительная часть вопросов, заданных представителями прессы, касалась впечатлений от поездки по России и многих других проблем, включая даже взаимоотношения полов.
- Письмо Ламы Оле Нидала о событиях в Тибете
Отвечая на вопросы, касающиеся ситуации в этом регионе, лама Оле Нидал заявил, что может прокомментировать ситуацию в Тибете только как частное лицо.
"Если я говорю о таких вещах, то исключительно как частное лицо, у меня нет никаких официальных функций. Буддизм Алмазного пути никоим образом не связан с политикой, - уже более 950 лет линия Карма Кагью концентрируется на медитации. Однако как Лама я посвятил свою жизнь тому, чтобы давать людям внутреннюю свободу. И я всегда рад слышать, что в мире соблюдаются также другие виды свобод, в том числе политические. Как датчанин, я не могу думать иначе. Мы определенно хотим, чтобы все были свободны, и нам не нравится, когда против молодых людей, идущих с камнями, используют пулеметы", - сказал Лама Оле Нидал.
Лама Оле Нидал считает: "Китай настолько велик, что может дать определенную свободу Тибету. От Китая Тибету никуда не деться - Китай является, и всегда являлся источником многих ресурсов для Тибета. Насколько я знаю, Далай-лама стремился к определённой автономии, в основном, в отношении религиозных практик в Тибете, чтобы они могли осуществляться без вмешательства. Это особенно важно для тибетцев, которые очень религиозны. Думаю, если бы в год Олимпиады Политбюро проявило доброту и решило дать определённую свободу Тибету, то мир был бы счастлив. И это действительно был бы признак зрелости".
На вопрос о возможности ухода Далай-ламы в отставку Лама Оле Нидал ответил: 'Я не думаю, что Бодхисаттва может уйти в отставку и покинуть свою духовную роль. Но он вполне может оставить свои политические функции, и я думаю, это то, чего он хочет. Я не думаю, что ему нравится заниматься политикой, наверняка он устал от нее и, скорее всего, ему хочется работать с умом. Конечно, он здесь, потому что, как Бодхисаттва, обещал находиться здесь и помогать другим. Но он не хочет помогать им политически, а хочет заниматься тем, что имеет больший духовный смысл".
Лама Оле Нидал выступил с открытым письмом по поводу ситуации в Тибете.
В Россию, где буддизм является одной из традиционных религий и исконной в трех регионах - Бурятии, Калмыкии и Туве, Лама Оле Нидал приезжает дважды в год в рамках своего мирового лекционного турне. В этом году поездка продлилась 23 дня и охватила 11 городов: Владивосток, Хабаровск, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Челябинск, Магнитогорск, Тольятти, Нижний Новгород, Москва. "Каждый год меня приглашают в Россию люди, которые практикуют светский буддизм. Сейчас у нас 560 центров по всему миру. Из них 72 в России. И мы учим людей медитировать, и использовать буддизм в повседневной жизни. На Западе сейчас все очень мягко и хорошо организованно. И мы решили, что если будем путешествовать по России, то обязательно по транссибирской магистрали и обязательно зимой. Каждый год мы останавливаемся на Байкале, и почти вся путешествующая группа прыгает в Байкал пару раз. Это хорошо для физической формы. Зимы здесь очень красивые: много снега, белые деревья. Психологически это многое открывает в подсознании. Я говорю о русских то же, что англичане говорили о восточных тибетцах: вы - бесстрашные и радостные, эти два качества мне очень нравятся. Также мы встречаем тут много глубокого идеализма, больше чем в других местах мира".
В этом году Лама Оле Нидал и путешествующая группа посетили Иволгинский дацан под Улан Уде (Бурятия), где встретились с главой Буддийской традиционной Сангхи России Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым. Получили возможность поклониться буддийской святыне - нетленному телу Хамбо-ламы Итигэлова, сохранившему признаки жизни через 81 год после его кончины в состоянии медитации. Лама Оле Нидал рассказал на пресс-конференции: "Я принадлежу к линии преемственности с сильным благословением, и знаю, что такое благословение. Конечно, ум Хамбо-ламы Итигэлова сейчас вне времени, но, одновременно, совсем рядом. Энергия сконцентрирована в той комнате, где находится его тело. Я думаю, что большинство людей, которые там были, почувствовали то же самое. Вне сомнений, у бурятов и калмыков есть передача их традиции, несмотря на то, что, по мнению многих, все было разрушено во времена Сталина. Коммунизм столько вреда причинил буддизму. Следует радоваться, что остаются оазисы, где удается что-то сохранить".
Лама Оле Нидал - единственный буддийский Лама, который написал книгу о взаимоотношениях полов. Книга "Будда и любовь" издана во многих странах мира, а недавно появилась на русском языке. На вопрос об отношениях мужчины и женщины во время пресс-конференции Лама Оле Нидал рассказал: "В мирском буддизме мы считаем, что два пола дополняют друга друга. Женское начало представляет собой интуицию, а мужское - методы. Женщины рассматриваются как вдохновение, а мужчины - как носители идеализма и новых идей. На высшем уровне буддийского видения, женская суть это пространство, а мужская - блаженство. И они нужны друг другу. Блаженство без пространства просто "бегает по кругу", а в пространстве без блаженства ничего не происходит. И женщины, и мужчины обладают природой Будды. В нашей линии преемственности есть как женщины-учителя, так и мужчины. И у женщин, и у мужчин есть потенциал для достижения Просветления. Насколько я знаю, чем более мужественным является мужчина, тем более он нуждается в женщинах, в женском начале. И в моем случае, я больше научился от женщин, чем от кого бы то ни было, в том числе наблюдая за тем, как они справляются с разными ситуациями".
"Я настоятельно советую избегать наркотиков. Не существует в мире такого наркотика, который бы сделал ум счастливым. Единственное, что наркотики могут сделать, это взять то счастье, которые мы переживали бы в течение длительного периода времени и сконденсировать его в короткий период времени. Это равносильно тому, как топить печь деньгами вместо того, чтобы купить уголь и нефть, это очень дорого. Мы потеряли большую часть друзей нашего поколения: они стали странными, перестали функционировать, стали опускаться и умерли. Наркотики - это плохая идея. Мы потеряли целое поколение", - ответил Лама Оле Нидал на вопрос о своем отношении к наркотикам. "Весь мир ищет счастья в чем-то внешнем, в потреблении, в каких то вещах. Но, я никогда не видел дом или машину, которые могли бы быть счастливы. Единственное, что может стать счастливым - это наш ум. Поэтому искать счастье там, где оно есть - в нашем уме вероятно умнее, чем искать его там, где его нет, во внешних вещах. И я думаю, что буддизм приводит людей к зрелости, показывая им это".
Письмо Ламы Оле Нидала о событиях в Тибете
Буддизм Алмазного пути оставляет всем свободу политических убеждений, поэтому данные заявления могут быть лишь отражением моего собственного представления о чувствах и взглядах тибетцев.
За время моего пребывания в Гималаях, начиная с 1968 года, я не встречал ни одного тибетца, который рассматривал бы аннексию своей страны в положительном свете. В первые годы тибетцы в основном жаловались на то, что 20-25% населения страны умерло от голода вследствие ошибочных сельскохозяйственных директив из Пекина, было убито в тюремных лагерях или во время "собраний самокритики" и военных действий. Разрушение религии, разграбление монастырей, бесчеловечное обращение с духовными лидерами и их убийства врезались в умы тибетцев и часто упоминались.
Когда китайцы возложили вину за культурную революцию на "Банду четырех" и Ден начал либеральный период, многие тибетцы были готовы, по меньшей мере, работать в таких условиях. Однако когда китайцы стали вмешиваться в процесс выбора перерождающихся лам и направили в Тибет такой массовый поток иммигрантов, что облик страны полностью изменился, и тибетцы оказались в меньшинстве, эта новая волна беспорядков стала, наверное, неизбежной. Как и везде, где люди с камнями в руках идут против пулеметов, это настоящая трагедия. У такой великой державы, как Китай, наверняка есть возможность дать тибетцам ту посильную степень автономии, которой они ожидают.
Пусть это станет возможным, пока не потеряно ещё больше жизней и пока вхождение Китая в число свободных и демократических государств мира не стало весьма сомнительным. Тибетцы - не агрессивная нация, и пути удовлетворения их законного желания свободы наверняка есть. Если бы китайское руководство, которое обычно действует весьма дальновидно, могло так поступить, это был бы великий и незабываемый акт.
Ваш Лама Оле Нидал, Дания"
Лама Оле Нидал - первый европейский ученик Его Святейшества Кармапы XVI, "короля йогов" Тибета и главы традиции Карма Кагью - одной из четырех крупнейших ветвей тибетского буддизма. Он и его жена Ханна провели в Гималаях в обучении у духовного лидера Карма Кагью четыре года с 1968 по 1972. В течении 35 лет по просьбе Кармапы XVI Лама Оле Нидал путешествует по миру, нигде не останавливаясь более, чем неделю, за исключением непродолжительных ритритов, читая лекции и создавая буддийские центры. Лама Оле Нидал - автор более десяти книг и сотен статей о буддизме, переведенных на множество языков мира. Он прыгает с парашютом, ездит на мотоциклах. "Мне нравятся такие волнующие занятия. Я не стал слишком святым и спокойным", - говорит о себе Лама Оле Нидал.