aiaaira.com

Совет жрецов Абхазии намерен опротестовать действия абхазских властей в связи с изъятием упоминания языческой религии абхазов из разрабатываемого закона о религиях. В связи с этим Совет намерен сделать официальное обращение-предупреждение к руководству республики "о силе Абыжьныха, которую они подзабыли, которая веками хранила нашу землю от темных внутренних и внешних сил, не переступать черту, за которой наступает всеобщая смута и волнение народа". Об этом пользователь Хаджарат Хварцкия в сети Facebook.

По его словам, впервые в истории Абхазии выпал шанс легализовать язычество и придать ему "официальный статус", однако этому противится действующий режим. Религиозную ситуацию в Абхазии он характеризует следующим образом: "Христианство в Абхазии оказалось в кризисе, что выразилось в расколе общества, ислам проповедует свои идеалы, а наши жрецы отставлены скромненько в сторону как ненужный анахронизм, до поры до времени". И задается вопросом: "Кому же они так мешают сегодня?"

Удаление из закона "О свободе совести и религиозных организациях Абхазии" упоминаний о древнейшей абхазской религии "Анцәахаҵара" наводит на мысль о том, что мы сами показываем нашей молодежи, как нужно жить двойными стандартами. Когда мы поднимаем тосты, более богобоязненного и богопочитаемого народа нет на свете. Особенно когда мы стояли на краю пропасти (как это было в 1992-1993 годах), но как только наступает мир и процветание, мы забываем о наших Аныхҧааҩцәа, мало того, всякое упоминание о наших Святилищах Аныха выбрасывается из текста Закона", говорится в обращении, текст которого приводит сайт "Аиааира".

Как сообщается в комментариях к данному сообщению, авторы законопроекта все же решили оставить в преамбуле упоминание "о древнейшей абхазской религии "Анцәахаҵара", видимо, для того, чтобы их не "предали анафеме" жрецы, сообщает "Благовест-инфо" со ссылкой на портал "Наша Абхазия".

Немного о языческих верованиях абхазов

(О традициях, бытующих в республике, рассказывает в своем "Живом Журнале" один из блоггеров)

В ночь с 13 на 14 января в Абхазии отмечают праздник Ажьырныхуа - День сотворения мира, обновления, совпадающий с празднованием Нового года по старому стилю. Ажьырныхуа входит в число государственных праздников и является нерабочим днем.

Вечером 13-го, во многих абхазских семьях в Западной и Восточной Абхазии, где из поколения в поколение бережно хранят родовые кузни и наковальни "Ажьиира", совершается семейное моление. В день Ажьырныхуа в доме у самого старого и уважаемого члена семьи собираются все родственники по отцовской линии, причем жены и невестки остаются дома. В жертву приносится ритуально чистый козел или коза белой масти, а также по одному петуху, по числу участников ритуала.

"Ажьырныхуа - это не просто жертвоприношение, а священный самобытный ритуал, отличающий абхазов от других народов мира", - сказал в интервью Апсныпресс известный абхазский писатель, автор книги "Апсуара" Николай Хашиг. Ажьырныхуа входит в свод неписаных законов традиционной абхазской культуры "апсуара". "Ни у одного из народов Кавказа не наблюдается такого высокого почитания кузни, кузнечного дела и кузнецов, как у предков современных абхазов", - убежден Хашиг. Он уточнил, что раньше бога кузни Шашву называли Абж-ныха, т.е. "Шашва - семь святых сил", имея ввиду силу семи святилищ Абхазии. В ночь зажигали семь свечей.

Как отмечают исследователи, в пантеоне абхазских языческих богов вслед за высшим богом Анувалу почитался покровитель кузнечного ремесла Шашвы. Даже после того как абхазцы стали православными христианами или мусульманами, культ Шашвы оставался в силе. Кузница считалась святилищем, а наковальня - алтарем. Если на народной сходке кого-либо подозревали в нечестном поступке, то его приводили в кузницу, где он при всех давал клятву чести. Подозреваемый брал молот, бил им по наковальне и говорил: "Клянусь этой святыней, если я виновен и, несмотря на это, произнес ложную клятву, пусть Шашвы разобьет молотом мою голову на десять частей". Кузнец у абхазцев становился жрецом Шашвы.

Николай Хашиг отметил, что попытки вытравить из абхазской культуры многие древние традиции, в том числе и Ажьырныхуа, предпринимавшиеся в разные исторические периоды, оказались тщетными.

В силу многих объективных причин в семьях потомков абхазских махаджиров в Турции и на Ближнем Востоке этот праздник не отмечается. Николай Хашиг рассказал, как после массовых сталинско-бериевских репрессий 30–40-х годов XX века во многих абхазских семьях не осталось мужчин, которые могли бы проводить этот священный ритуал. Женщины самостоятельно пытались соблюсти все нормы и приобщали к церемонии мальчиков- подростков.

Хашиг считает, что тема Ажьырныхуа недостаточно раскрыта современными историками и этнологами. По его мнению, ученым-абхазоведам надо провести полевые экспедиции и по итогам издать научный труд. Писатель считает, что было бы полезным издать некоторые рекомендации по проведению Ажьырныхуа и других традиционных молений. Несмотря на мнение некоторых об архаичности этого языческого обряда, в последнее время увеличивается число абхазских семей, следующих этой древней традиции.

"У всех народов существуют семейные обычаи и традиции, - подчеркнул писатель, - и абхазам надо чтить свою культуру, не стесняться того, что удалось сохранить через века".

Николай Хашиг не относит себя к числу ревностных адептов национальных обычаев, но ему хочется, чтобы современные абхазы, почитая новогодние символы китайского гороскопа, не забывали о своих корнях. "Ажьырныхуа - это семейный праздник, который роднит всех представителей рода, сближает старшее и младшее поколение", - добавил писатель.

Кстати, сам он родился и вырос в высокогорном селе Хуап Гудаутского района в традиционной абхазской семье Чифа Хашига. В этом доме строгое соблюдение норм традиционного абхазского поведения всегда было само собой разумеющимся явлением. Здесь есть древняя родовая кузня. На протяжении многих лет священный ритуал проводил старший брат Николая - Мкан. К сожалению, три года назад он ушел в мир иной, но при жизни почтенный старец поручил своему младшему брату Николаю эту обязанность.

Николаю Чифовичу Хашигу в этом году исполнится 80 лет.

В ночь с 13 на 14 января - в ночь празднования Ажьирныхуа - Николай Хашиг, как и многие другие почтенные старейшины в Абхазии, обращается к Богу кузни с молитвой отвести беды, болезни и прочие напасти от всех своих родственников, о том, чтобы род продолжался, размножался и благоденствовал.