Правящий архиерей Омской епархии Русской православной церкви митрополит Омский и Таврический Владимир предостерег верующих от супружеских отношений в дни поста. При этом он напугал их тем, что большинство детей, зачатых в постное время, рождаются с шизофренией. Об этом иерарх говорил в передаче "Благовест", вышедшей 28 декабря в эфире областного ГТРК.
"Если он [ребенок] был зачат во время поста, то ничего хорошего ожидать не стоит для этого ребенка. Медициной доказывается, что дети, зачатые во время поста… из них 70% - шизофреники. Из них тоже 70% самоубийцы. Из них и экстрасенсы рождаются", - цитирует митрополита портал Slon.ru.
Совсем иначе дело обстоит с детьми, зачатыми в непостное время - к примеру, после Пасхи, много ученых. Митрополит заявил, что такие данные ему предоставил "один врач". Шизофрения, как утверждает медицинская статистика, встречается у 0,4–0,6% населения Земли.
Сейчас у верующих как раз постное время - идет Рождественский, или Филипповский пост, который будет продолжаться до 7 января. Вообще же, по церковному календарю, в году бывает до 200 постных дней (четыре длительных поста, несколько однодневных, а также большинство сред и пятниц).
Каноны Церкви не запрещают супружеские отношения во время постов, заявляет православный священник
Между тем похоже, что утверждения митрополита - это его личная, а не общецерковная точка зрения. Причем некоторые эксперты считают, что рассказы о больных детях, зачатых в пост, - это суеверие. Напомним, что несколько лет назад официальный представитель Московского патриархата, руководитель информационно-издательского управления синодального Отдела по делам молодежи иеромонах Димитрий (Першин) заявил в первый день Великого поста, что в церковном праве нет канонов, которые бы предписывали семейным парам воздержание в период постов.
"Все церковные каноны, каким-то образом касающиеся этой темы, говорят о том, что воздержание в браке обязательно только в ночь перед литургией и таинством крещения", - сказал он в интервью порталу "Интерфакс-Религия".
Священник напомнил, что каноническая позиция Церкви по этому вопросу определяется словами святого апостола Павла из Первого послания к коринфянам.
По мысли апостола Павла, супружеская жизнь - пространство свободы в любви; это внутреннее дело семьи, которое не подлежит никакой иной регламентации, кроме взаимного согласия и литургического благочестия: "А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе" (1 Кор 7:1-7).
"Именно эти слова апостола легли в основу представлений о желательности воздержания от супружеских отношений на время постов. Но, в отличие от ограничений в непостной пище, за нарушение которых без уважительной причины мирянин отлучается от причащения (69 правило святых апостолов), на семейную жизнь подобные установления не распространяются", - отметил священник.
По его словам, об этом говорит и древнее каноническое предание Церкви: "Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно быти" (3 правило святителя Дионисия Александрийского).
Собеседник портала рассказал, что этот подход был общепринятым на православном Востоке. Вот как, например, та же проблема разрешается в 13 правиле Тимофея Александрийского:
"Вопрос: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу".
Иеромонах Димитрий пояснил, что последний запрет связан с тем, что 8 правило святых апостолов требует от христиан приобщаться на каждой литургии, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не следует причащаться в день после супружеского общения.
По словам иеромонаха Димитрия, Иоанн Златоуст, комментируя в своей проповеди это послание апостола Павла, подчеркивает, что "жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж - против воли жены", потому что подобное принудительное воздержание провоцирует к раздражительности, блудным помыслам, ссорам и прочим расстройствам.
"Поэтому, согласно восточной христианской традиции, супружеское общение не отлучает человека от Бога. Единственное, на что обращает внимание святитель Иоанн Златоуст и многие другие подвижники Церкви, что при воздержании молитва будет более совершенной", - заметил представитель Церкви.
Другое дело, продолжил он, что существуют суеверия, согласно которым дети, зачатые в пост, могут оказаться в чем-то ущербными.
"Но это именно суеверие тех, кто не знаком ни с канонами, ни с преданием Церкви. К христианской традиции, православию такие страшилки не имеют никакого отношения. Апостол Павел квалифицирует людей, которые эти суеверия распространяют, очень четко - "как лицемеров, сожженных в своей совести" (1 Тим 4:2)", - добавил священнослужитель.
И все же Омский митрополит не одинок в своих воззрениях. Например, по словам другого иерарха - нынешнего митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия (Мораря), подавляющее число браков, которые заключаются в период православного поста, не приносят счастья. При этом он тоже ссылался на мнение ученых.
"Современные ученые говорят, что 90% браков, заключенных в Великий пост или в другие посты в течение всего года, разрушаются. И дети, которые зачинаются в эти дни, скорее всего, будут больными", - заявлял православный иерарх в бытность свою архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским.
Он высказал тогда убеждение, что "очень большой грех выходить замуж или жениться в постные дни" и выразил сожаление, что "подобные явления" приходится наблюдать даже "в Великую Пятницу, Великую Субботу, когда весь христианский православный мир находится в особом состоянии души, вспоминая страдания Христа Спасителя на кресте за наши грехи".
Если люди хотят, чтобы их брак был счастливым, радостным и долголетним, а дети - здоровыми, нужно "прислушиваться к голосу Церкви и соблюдать правила церковной жизни, потому что они даны Господом для всех людей", сказал православный иерарх.