HTB.ru

Российский ученый, академик РАН, возглавляющий Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "ВЕКТОР" Лев Сандахчиев, отвечающий за хранение последних образцов вирусов оспы, призвал возобновить вакцинацию. По его мнению, это обосновано тем, что "террористы легко могут склонить низкооплачиваемых научных сотрудников бывшего Советского Союза к созданию бактериологического оружия". Об этом пишет сегодня Daily Telegraph .

"Оспа - очень опасное оружие в руках террористов, для ее доставки не нужно ничего придумывать", - подчеркнул Сандахчиев. В сибирском научном центре "Вектор", который он возглавляет, хранятся два единственных официальных образца уже давно не существующего заболевания. По словам ученого, "достаточно найти одного больного фанатика в густонаселенном районе. Мировая система здравоохранения совершенно к этому не готова".

Бациллы оспы могут храниться до 200 лет, а умирает от нее 30% заболевших. Сейчас в мире лишь в США и России остались уникальные коллекции со штаммами натуральной оспы, которые позволяют проводить фундаментальные исследования по этому заболеванию. По мнению академика, в случае если это оружие будет использовано в диверсионных целях, возникнет угроза мировой эпидемии.

Сейчас в России 90% населения уже не имеют иммунитета против оспы, из них 60% молодых людей до 20 лет, сообщил Сандахчиев. Лишь 1 из 10 ранее привитых людей, возможно, сохранил иммунитет против оспы.

Эта болезнь, унесшая жизни около миллиарда людей, была побеждена в 1980 году. Необходимость в прививках от оспы отпала несколько десятилетий назад, но Сандахчиев считает, что в свете возросшей угрозы биотерроризма, необходимо возобновить вакцинацию по всему миру.

На этой неделе американский Центр эпидемиологического контроля, расположенный в Атланте, штат Джорджия, начал проводить курсы по лечению оспы для сотрудников государственных и местных медицинских учреждений. В эти выходные 140 докторов и медсестер были привиты против оспы. В случае появления признаков эпидемии они выступят в роли ударных частей. А в конце октября американское правительство послало запрос фармацевтическим компаниям, могут ли они изготовить 300 млн. порций прививки против оспы. Однако в отношении всеобщей вакцинации существуют возражения, поскольку она может вызывать редкие, но серьезные побочные эффекты, в том числе, рождение мертвого плода.

Как сообщил Майкл Остерхолм, директор Центра инфекционных болезней в Миннесоте, распространить оспу можно, поместив вирус, например, в каплю чернил на любом документе, а распространяется он молниеносно. В XX веке от оспы умерли 120 млн. человек. В мире официально сохранены лишь два экземпляра вируса: один хранится в США, другой √ в России. Но, по мнению специалистов, могут быть и другие. "Есть свидетельства того, что Ирак, Северная Корея и Россия обладают незаявленными пробами вируса", - утверждает Джанатан Такер, автор книги об угрозе оспы.

Это, как утверждает CNN, подтверждает и неназванный российский перебежчик. По его словам, в России оспа использовалась при разработке биологического оружия, которое могло попасть в руки террористов.

Новосибирский "Вектор" - одно из двух официальных хранилищ оспы. Другое хранилище - Центр эпидемиологического контроля. Однако есть вероятность, что кроме Новосибирска образцы оспы имеются и в других лабораториях - например, в Кирове, Екатеринбурге, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге. Есть и другие источники - например, сохранившееся в вечной мерзлоте тело человека, умершего от оспы. "Вектор" - главный центр советской военной биологической программы, изучавший генетический код вируса оспы, его генетические модификации. Потенциальное биологическое оружие тестировалось до девяностых годов. Запад предпринимал определенные шаги, пытаясь найти мирные виды деятельности для бывших военных ученых. Но, по словам Сандахчиева, сотрудники "Вектора", как и большинство российских ученых, зарабатывают всего 75 фунтов стерлингов в месяц. Они могут поддаться искушению и продать вирусы хорошо финансируемым террористическим группировкам.

"В современном мире возможно все, - сказал он. - Если вопрос поставить так: "Работают ли российские ученые в Иране или Ираке?", мой ответ - нет. Работают ли иракцы в "Векторе". Ответ - нет. Но одному дьяволу известно, с кем они встречаются. Наши ученые сидят на международных конференциях в составе крупных правительственных делегаций".

Озабоченность высказал и генерал Анатолий Воробьев, работавший в рамках секретной биологической военной программы Москвы в восьмидесятых годах. "В принципе, необходимо вакцинировать все население, не только в США, но и в России и во всем мире", - заявил он.