Бывший глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов, лишившийся своего поста за несколько месяцев до парламентских выборов, станет советником президента. Указ о новом назначении Зурабова будет подписан в ближайшее время, а само назначение новостью для сотрудников администрации уже не является. Как утверждают очевидцы, еще до Нового года табличка с его фамилией и новой должностью появилась на двери кабинета в 14-м корпусе Кремля. Таким образом, Зурабов вернулся на должность, которую он однажды занимал - в 1998-1999 годах он уже был советником президента Бориса Ельцина по социальным вопросам. А вот у Владимира Путина в администрации никогда не было ни советника, ни помощника по таким вопросам, пишет "Труд".
Как отмечает издание, кабинет Зурабова будет расположен напротив кабинета замглавы администрации Владислава Суркова. До Суркова в этом помещении работал Дмитрий Медведев, пока не перешел в правительство. Столь высокое кабинетное расположение согласно кремлевской табели о рангах значит очень много. По сути, обвиняемого во всех грехах Зурабова одной табличкой почти уравняли с одним из главных архитекторов внутренней политики (именно Сурков курировал предвыборную кампанию "Единой России").
- Главные "грехи", приписываемые Зурабову
Советник президента - должность не столь публичная, как, скажем, министр, однако не менее значимая. Должность советника президента была введена еще Борисом Ельциным в 1991 году. Законом определено, что советник президента - это лицо, "уполномоченное президентом Российской Федерации оказывать ему постоянную помощь в формировании и реализации стратегии общенационального развития и государственной политики в соответствующей сфере деятельности". В разное время советниками президента были известная правозащитница Галина Старовойтова, расстрелянная в 1998 году, дочь Бориса Ельцина Татьяна Дьяченко, известный прозападный экономист Анатолий Илларионов, писатель Анатолий Приставкин и другие. Число советников определяется лично президентом.
Свою новую должность Зурабов мог получить по двум причинам, считает издание. Первая - кадровый голод в администрации, которой совершенно не хочется терять системного и много знающего игрока.
"Зурабов - человек очень профессиональный, свою сферу знает прекрасно и поэтому может быть полезен, - считает президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов. - Никакие "грехи" непопулярного министра не доказаны, все это лишь эмоции и не более того".
Гендиректор агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов также не видит ничего удивительного в этом кадровом решении.
"Владимир Путин много раз делал заявления, в которых оценивал деятельность Михаила Зурабова позитивно, препятствовал агрессии против него разных социальных слоев и элитных групп. К тому же у Зурабова давние связи с президентской командой, - напомнил Орлов. - Едва ли Михаил Юрьевич займет в ближайшее время какой-то публичный пост, например, министерский, но то, что он будет находиться вблизи центра принятия решений, очевидно".
Вторая - в качестве награды за верность и сохранение рейтинга большинства чиновников класса А . Как отмечает газета, Зурабов достаточно долго и вполне стоически исполнял роль главного громоотвода народного недовольства. Скорее всего, учитывались обе заслуги.
В свою очередь политолог Дмитрий Орешкин напоминает об аккуратном стиле кадровой политики действующего президента: "Путин всегда предоставляет "отставленному" какой-то парашют, чтобы человек мог устроиться в новом качестве (если это, конечно, не его политический противник, как, например, Михаил Касьянов). Я не помню ни одной отставки, чтобы это правило не было соблюдено: экс-премьер Михаил Фрадков, например, стал главой службы внешней разведки, бывший глава президентской администрации Александр Волошин - председателем совета директоров РАО ЕЭС России".
Бывший высокопоставленный сотрудник администрации Владимира Путина ранее также сказал, что статус советника президента "больше похож на пенсию, чем на что-то властное" - в отличие от помощников президента, которые действительно оказывают реальное влияние на принятие решений.
Среди десяти нынешних советников президента - бывший министр печати Михаил Лесин, бывший глава Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев, бывший командующий Северо-Кавказским военным округом Геннадий Трошев, бывший депутат от Чечни Асламбек Аслаханов.
Впрочем, гарантий, что при новом президенте Зурабов сохранит свой пост, никто из экспертов дать не решился.
Главные "грехи", приписываемые Зурабову
1. Монетизация льгот.
2. Пенсионная реформа.
3. Нехватка бесплатных лекарств.
4. Воровство в системе медицинского и пенсионного страхования.
5. Издевательства над инвалидами, которым ежегодно приходится доказывать,что они инвалиды.
6. Попытка урезать бюджетное финансирование здравоохранения.
Первым, что приходит на ум при звучании фамилии Зурабов, - провальная монетизация льгот. Однако он не был инициатором перевода натуральных льгот в денежную форму. Монетизация была детищем Минфина. Еще в 2002 году шеф этого ведомства Алексей Кудрин выдвинул соответствующий проект, и тогда с этой идеей согласились все тогдашние руководители "социалки" - от вице-премьера Валентины Матвиенко до министра труда Александра Починка.
Идея была вновь воскрешена в 2003 году, а Зурабов появился в этом процессе только в 2004-м, после того как Герман Греф и Алексей Кудрин убедили президента в необходимости этой реформы. Тем не менее весь шквал критики он принял единолично, сохраняя репутацию идеологов этой реформы незапятнанной. Михаил Фрадков, говоря о министерском назначении Зурабова, назвал его "осмысленным шагом": "Сегодня я это прочувствовал, представляя его в министерстве. Он тяжелый, но полезный человек".
С провальной пенсионной реформой ситуация выглядит несколько сложнее. С одной стороны, в качестве главного идеолога фигурирует именно Михаил Зурабов. С другой стороны, столь масштабный проект проходит через согласование того же Минфина и МЭРТа. Помимо всего прочего, реформа, затрагивающая 30 млн. человек, никак не может пройти мимо президента.
Основной проблемой пенсионной реформы является не идея разделения пенсии на обязательную и накопительную часть, а некорректное финансовое обеспечение этого процесса, в чем вряд ли повинен Зурабов единолично. Однако и здесь критиковали только его. Тем не менее чистокровным агнцем бывший глава Минздравсоцразвития тоже не является.
По количеству коррупционных скандалов, которые приписывали ему лично и членам его семейства, в прошлом правительстве он является безусловным лидером. Начиная с земельного скандала, в котором фигурировала супруга экс-министра, заканчивая приоритетным положением на рынке страховой компании "МАКС", которую до перехода в правительство возглавлял сам Зурабов. Но заслуги перевесили.