Reuters

Правозащитники просят ООН вступиться за Telegram в споре с Россией - международная правозащитная группа "Агора", представляющая интересы мессенджера, обратилась к спецдокладчику ООН по вопросам права на свободу слова Дэвиду Кайе с просьбой повлиять на ситуацию. С письмом "Агоры" от 13 декабря ознакомился "Коммерсант".

Адвокат Дамир Гайнутдинов из "Агоры" просит Кайе рекомендовать правительству РФ "воздержаться от расширения практики произвольного вмешательства в право граждан на свободу выражения мнения, приватность и анонимность, в том числе онлайн". "Агора" указывает, что антитеррористический закон обязывает коммуникационные сервисы предоставить ФСБ ключи для дешифровки сообщений пользователей, а спецслужбам не нужно даже предварительное судебное разрешение на доступ к такой информации.

"Агора" подчеркивает, что используемые технологии не позволяют Telegram выполнить это требование: регулярно изменяемые ключи шифрования генерируются на устройствах пользователей, а передаваемые сообщения не хранятся на серверах сервиса. "Ни у кого, включая разработчика ПО и администратора сервиса, нет технической возможности получить или изготовить дубликаты этих ключей", - утверждает "Агора".

У властей есть основания для блокировки Telegram - формальным поводом может стать штраф за отказ выдать ключи для расшифровки переписки по шести телефонным номерам. 12 декабря суд в Москве отклонил апелляцию представителей мессенджера на решение об уплате штрафа в 800 тыс. рублей.

В "Агоре" уверены: действия российских властей направлены на "уничтожение анонимности в интернете" и противоречат резолюции Генассамблеи ООН "Право на неприкосновенность частной жизни в цифровую эпоху".

Адвокат Гайнутдинов сравнивает суд над Telegram с делом "ФБР против Apple", от которой спецслужбы требовали извлечь данные со смартфона террористов. Желание спецслужб контролировать коммуникации граждан под предлогом борьбы с терроризмом универсально, и противостоять ему также необходимо общими усилиями, считает юрист. "Агора" планирует обжаловать действия российских властей в ЕСПЧ.